11 сентября 2001 г. пожарные Нью-Йорка были не способны общаться друг с другом, и руководители пожарных команд на месте событий не знали, что происходило за пределами башен Всемирного торгового центра (ВТЦ). После этого городские власти и руководители пожарного департамента сказали: “Больше никогда” — и обратились за помощью к технологическим инновациям.
Когда террористы направили самолеты на башни ВТЦ, это была самая ужасная террористическая атака на американской земле. Во время этой трагедии, унесшей 2823 жизни, сотрудники нью-йоркского пожарного департамента продемонстрировали выдающийся героизм, благополучно эвакуировав более 25 тыс. человек.
Несмотря на потерю 343 пожарных в результате атаки, департамент задействовал все свои ресурсы, пытаясь взять ситуацию под контроль, и использовал свои коммуникационные и технологические возможности с максимальной нагрузкой. После случившегося департамент и руководители города поклялись, что такая ситуация больше никогда не повторится, и решили создать абсолютно совершенную систему ИТ и телекоммуникаций.
В качестве первого шага пожарный департамент обратился к консалтинговой компании McKinsey & Co, попросив её оценить действия департамента 11 сентября. Компания сделала несколько рекомендаций, среди которых были и предложения, направленные на то, чтобы помочь пожарным улучшить их коммуникационные и компьютерные системы.
Например, из-за общих коммуникационных проблем во время трагедии руководители пожарных не имели никакой информации о происходившем за пределами башен. Более того, коллапс зданий разрушил командный центр по аварийным событиям, что ослабило общую структуру контроля и управления.
Специалисты McKinsey пишут: “Реакция пожарных и медиков на события в ВТЦ 11 сентября была беспрецедентной по объему и масштабам. Было задействовано более двухсот пожарных машин (примерно половина из их общего количества в Нью-Йорке) и более ста карет скорой помощи (около 30% от всего количества таких машин). Масштаб события до предела осложнил усилия пожарного департамента по управлению своим персоналом и оборудованием”.
Новый операционный центр
Пожарный департамент серьезно подошел к рекомендациям McKinsey и немедленно начал внедрение новых систем. В соответствии с одной из таких рекомендаций был запущен пожарный операционный центр (Fire Department Operational Center — FDOC). Его основная задача — мониторинг происшествий на улицах города, однако центр может работать и на региональном, национальном и глобальном уровнях. Он обеспечивает департамент и его персонал сведениями и предупреждениями о ситуации, а также информацией и разведданными, необходимыми для управления реакцией на чрезвычайные происшествия.
На церемонии открытия FDOC в 2006 г. мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг заявил: “Расширение и развитие операционного центра представляет собой новый, критически важный инструмент управления для пожарных в случае крупномасштабной катастрофы или одновременного возникновения нескольких аварийных ситуаций в пределах города. Реализуя подобные проекты, мы подтверждаем нашу приверженность к снабжению сотрудников немедленного реагирования новейшими ресурсами, которые необходимы для защиты города и обеспечения безопасности его жителей”.
FDOC работает уже более шести лет и в настоящий момент проходит этап технологической модернизации. Обновление затрагивает рабочие станции, серверы (с помощью технологий виртуализации), аудио-видеосистемы и средства радиосвязи, отметил Френк Гриббон, заместитель комиссара пожарного департамента Нью-Йорка. “Мы сейчас находимся на расстоянии световых лет от того состояния, в котором находились десять лет назад в смысле готовности центра управления к немедленному подключению”, — сказал он.
По окончании текущей модернизации общая стоимость центрального командного и коммуникационного узла FDOC вырастет с 17 до 20 млн. долл., считает Гриббон. Расположенный в штаб-квартире пожарного департамента в Бруклине, FDOC укомплектован персоналом в специальной форме, который отслеживает пожары, чрезвычайные ситуации и потребность в скорой медицинской помощи в пяти районах Нью-Йорка.
В FDOC установлено более восьмидесяти компьютеров и проложено почти 16 км сетевых кабельных коммуникаций. Центр поддерживает постоянную связь с многочисленными пожарными командами, действующими в городе, и обновляет имеющуюся у них информацию, предоставляя важные данные, необходимые для борьбы с пожарами, спасения жителей, правильного размещения работников и защиты пожарных от потенциально опасных веществ.
Кроме того, FDOC имеет доступ к Autodesk Crisis Command, который предоставляет разделенные на уровни карты города с обозначенным на них расположением школ, больниц, линий метро и другими критически важными данными. Он также управляет системой отслеживания местонахождения автомашин Automatic Vehiсle Location (AVL).
Одной из проблем 11 сентября был недостаток коммуникаций, что вызывало трудности с направлением автотранспорта. Система AVL включает GPS-контроль местонахождения пожарных машин и карет скорой помощи, находящихся в эшелоне “быстрого реагирования”, что отражается на специальной карте, причем текущий статус каждого автомобиля показан соответствующим цветом. Контроль и перемещение автомобилей происходит в соответствии с их статусами.
“Годами мы боролись с пожарами самыми традиционными способами, — продолжил Гриббон. — Мы тушили пламя на улицах и решали проблемы непосредственно на месте. Во время событий 11 сентября из-за падения зданий у нас было потеряно все оборудование, находившееся непосредственно на месте катастрофы”.
Гриббон заявил, что департамент разрабатывает систему, которая снабдит пожарные команды компьютерами “передовой линии”. К ним смогут подключаться командиры пожарников непосредственно на месте пожара, получать детальные сведения о чрезвычайной ситуации и направлять свою информацию о происходящем обратно в коммуникационный центр по системе беспроводной связи.
“Раньше мы использовали магнитную доску, на которой просто передвигали магнитные фишки, обозначая перемещение наших подразделений, — сказал Гриббон. — Теперь же у нас электронный журнал, куда заносится вся информация о происходящем на месте аварии, и информация эта передается к нам по беспроводным каналам”.
Более того, Гриббон отметил, что сейчас пожарный департамент имеет доступ к видеоматериалам, транслируемым с вертолетов в реальном времени, для передачи картинки с воздуха пожарным командам на месте аварии, — ситуация, невозможная 11 сентября. “У нас есть также доступ к планам этажей и к информации о здании, и мы можем подключаться к различным базам данных, к картам, фотографиям и другим материалам из различных источников, — сказал он. — Ничего этого не существовало десять лет назад”.
Автоматизация строительной инспекции
Другое значительное изменение в работе пожарного департамента — созданная в нем координационная система строительных инспекций и анализа данных (Coordinated Building Inspection and Data Analysis System — CBIDAS). К настоящему моменту департамент завершил первую половину проекта, состоящего из четырех этапов, по итогам которого должна быть создана автоматическая, высокотехнологичная система инспекции зданий, базирующаяся на модели рисков. В ее состав войдет репозитарий данных c информацией о результатах строительных инспекций, который позволит департаменту анализировать критически важную информацию для того, чтобы помочь повысить качество пожарных инспекций.
Система CBIDAS, разработанная для пожарного департамента Нью-Йорка корпорацией IBM, собирает и предоставляет в общее пользование в реальном времени данные, которые помогут предотвратить загорание и защитить пожарных и других спасателей в случае возникновения пожара, заявил Майкл О’Бойл, управляющий директор по Нью-Йорку отделения IBM Public Sector. Система использует технологии бизнес-аналитики (BI), включая предикативное (прогностическое) моделирование и передовые методы анализа данных для прогнозирования пожарных ситуаций, анализа возможных последствий и улучшения процессов, способных понизить риски, — например, процессов сбора и распространения информации о результатах строительных инспекций, о выданных разрешениях на строительство и отмеченных нарушениях.
В дополнение к интеграции и глубокому анализу различающихся по формату и структуре баз данных внутри пожарного департамента Нью-Йорка система CBIDAS позволяет улучшить качество коммуникаций, совместный доступ к данным и координацию информации о пожарных инспекциях, о структуре зданий и строительных комплексов как между различными внутренними подразделениями департамента, так и между этими подразделениями и другими городскими службами — такими, как департаменты городского строительства и защиты окружающей среды.
“Ничего подобного более нигде не существует, — так Гриббон охарактеризовал систему CBIDAS. — Это может резко улучшить нашу программу пожарных инспекций на местах”.
Обновленная компьютерная сеть
Среди прочих технологических улучшений по сравнению с 11 сентября 2001 г. можно отметить проект Broadband Modem VPN. В его рамках была проведена модернизация городской компьютерной сети пожарного департамента, работавшей с использованием коммутируемых соединений, в результате чего 565 подстанций скорой помощи и пожарной охраны получили высокопроизводительный доступ к компьютерной сети пожарного департамента с помощью широкополосных модемов и услуг компаний Time Warner, Verizon и Cablevision.
Эти подстанции сейчас используют все преимущества высокой скорости передачи данных в пределах всей системы, гибких опций размещения площадок, повышенной отказоустойчивости и улучшенной производительности приложений.
Бюро технологического развития и систем (Bureau of Technology Development and Systems — BTDS) пожарного департамента открыло распределенный сетевой операционный центр для мониторинга, моделирования и управления ИТ-инфраструктурой в масштабе департамента. Данный центр обнаруживает, собирает и публикует в виде отчетов данные по “здоровью” и тенденциям для устройств, сетей, серверов и приложений. Таким образом, его работники могут проактивно реагировать на возникающие проблемы и диагностировать инциденты.
После 11 сентября была разработана также электронная система учета пожарных (Electronic Firefighter Accountability System — EFAS), в которой регистрируются звонки от пожарных, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Как только пожарный нажимает кнопку аварийного вызова на своей рации, система EFAS выводит его имя и по радио уведомляет коллег на месте пожара о том, что их товарищу требуется помощь.
Эта система сейчас работает на мобильных терминалах, установленных в автомашинах руководителей подразделений, однако уже идет процесс внедрения портативных EFAS-устройств.
Кроме того, ведётся проект BlackBerry Service Distribution по развертыванию портативных устройств: основным сотрудникам департамента предоставляются сконфигурированные “под ключ” аппараты, которые обеспечивают им дистанционный доступ к электронной почте, документам, оповещениям, а также в Интернет. После развертывания и стабилизации работы BlackBerry Enterprise Server выдача физических устройств была передана в ведение бюро коммуникаций, которое в целом занимается обеспечением работников департамента мобильными устройствами сотовой связи. BTDS осуществляет администрирование и поддержку BlackBerry Enterprise Server.
Помимо этого пожарный департамент серьезно обновил свои интранет- и интернет-ресурсы. Стандартизированный дизайн и развитие интранет-сайта департамента позволяют сотрудникам более эффективно и удобно обращаться к материалам по безопасности и обучению, к различным формам и другой критически важной информации.
Сайт был обновлен также и для того, чтобы поддержать слияние пожарной службы и службы скорой помощи в один департамент путем объединения ранее существовавших по отдельности интранет-ресурсов в единую парадигму дизайна на основе “сообществ”.
Одновременно с этим на сайте появились новые интранет-сообщества, предоставляющие сотрудникам самую последнюю информацию по обучению и безопасности.
И наконец, для лучшей информированности сотрудников об инициативах по обучению и обеспечению безопасности было спроектировано и разработано несколько совершенно новых Web-приложений, сообщил Гриббон. Среди них можно назвать такие, как Events Calendar, Spare Handie-Talkie Tracking и Near Miss.
Пожарный департамент серьезно обновил свой интернет-сайт, стремясь обеспечить жителей и бизнес Нью-Йорка актуальной информацией по обучению противопожарной безопасности, о подготовке к чрезвычайным ситуациям, о новостях и событиях.