26 сентября состоялось первое после ротации заседание президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В нем приняла участие генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская. Вот что она в тот же день рассказала нашему обозревателю Владимиру Митину.
PC Week: Как выглядит “разделение труда” у членов этой Комиссии?
Наталья Касперская: Никак. Это просто круглый стол, который ведет Президент России. Высказываться могут все участники.
PC Week: Какие впечатления у вас остались от сегодняшнего заседания?
Н. К.: Интересное заседание. Говорили все правильные слова, посмотрим, что реализуется.
PC Week: О чем говорили-то?
Н. К.: Сегодняшнее заседание было посвящено подготовке специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития России. Таких направлений, как известно, пять: информационные, ядерные и медицинские технологии, космос и энергосбережение.
PC Week: Нас, конечно, прежде всего интересует, что делает Комиссия для развития в нашей стране информационных технологий. В свете сегодняшнего заседания, какие предлагаются (предполагаются) изменения в области подготовки специалистов по информационным технологиям?
Н. К.: Думаю, результаты заседания будут опубликованы. Когда разошлют окончательное решение, могу прислать...
PC Week: На мой взгляд, ситуация с этими специалистами просто катастрофическая — в России вымирают софтверные стартапы...
Н. К.: Я читала вашу заметку на эту тему. Хочу выразить несогласие. Лично я не вижу ничего страшного в том, что в России мало стартапов. Строго говоря, стартап-модель не прижилась нигде в мире, кроме США. И то по причине огромного объема денег в этой стране, а также наличия Кремниевой долины, которая строилась на военные деньги. Ваши примеры с ABBYY, “Лабораторией Касперского” и другими фирмами некорректны, так как стартовые условия этих компаний разительно отличались от имеющихся сейчас. Главным отличием было наличие на рынке огромного числа растерянных высококвалифицированных специалистов, готовых работать за кусок хлеба. Вы хотите возврата в 90-е? Второе отличие — ВСЕ без исключения рынки были новыми. Подняться на новом рынке — совсем не то, что на зрелом. Сейчас из прорывных неинвестоемких направлений в ИТ остался по большому счету только Интернет. В этой области как раз наблюдается много стартапов, число коих исчисляется сотнями. Что касается рынка софта, о котором говорит Феликс Мучник, то там изобрести и продвинуть новый продукт стало на порядок сложнее, чем 15 лет назад. Какое-то время наши “предприниматели” этого не понимали и открывали новые компании, потому их число выросло до нерезонных величин. Потом рынок все скорректировал.
Пример с Microsoft также некорректный. Microsoft — уникальная компания, не имеющая аналогов в мире, единственная, кому удалось добиться 95%-ной монополии на мировом рынке. Пример красивый, но бессмысленный, потому что повторить опыт Microsoft мало реально. Даже “Гуглу” это не удалось.
И наконец. Почему вы вообще решили, что рынку нужны стартапы? Десять лет назад, когда я развивала “Лабораторию Касперского”, про стартапы вообще никто не говорил. Сейчас это модная тема. Все говорят, что стартапы якобы единственный ключ к успеху на ИТ-рынке. Но в Японии с ее громадным производством электроники никаких стартапов нет. В Индии, лидере офшорного программирования, нет стартапов. Все ИТ-компании там принадлежат крупным конгломератам. В Китае, который претендует на мировое лидерство, все стартапы так или иначе поддерживаются правительством, т. е. “гаражная история” типа “Гугла” или “Микрософта” там невозможна. Так почему в России должно быть иначе?
Только потому, что так в США? Ну, вот когда у нас будет можно взять у любого соседа сто тысяч баксов на стартапчик, тогда и у нас появится система стартапов. И образование тут вообще не при чем. Нужно просто, чтобы уровень потребления в стране в четыре раза превышал уровень производства, как в США. Только вот кто будет финансировать эту мечту, мне лично неясно...
Кстати, “Лаборатория Касперского” тоже начала не с гаража, а вполне мягко стартовала с базы компании “Ками”, имея на борту 19 человек. А “1С” и “Диалог-Наука” начинали на базе научных институтов.
Посему ваши сетования по поводу смерти так и нерожденной в России культуры стартапов выглядят странно. Раньше их не было вообще, а сейчас есть какие-то. Где вы углядели смерть?
PC Week: А с тем, что стремление ИТ-специалистов работать за рубежом может сойти на нет само собой вы согласны?
Н. К.: Согласна. Я бы только скорректировала одну вещь. Зарплаты на российском ИТ-рынке не в два-три раза ниже мировых, как вы пишете. Если сравнивать чистый доход, то зарплаты в Москве выше европейских (кроме Германии) и процентов на 50 уступают только американским.
PC Week: Спасибо за беседу.