“Национальный рейтинг прозрачности закупок” (НРПЗ) аналитический прогноз последствий принятия законопроекта Минэкономразвития России “О федеральной контрактной системе” (далее — “О ФКС”). В нем отмечается, что внедрение данного законопроекта потребует дополнительных ежегодных трат от государства в размере более 1 млрд. долл. В аналитическом прогнозе НРПЗ рассмотрены три аспекта предлагаемого законопроекта: юридическое качество, структурные последствия его внедрения для системы размещения госзаказа РФ, а также экономические последствия.
Общее заключение НРПЗ относительно законопроекта “О ФКС” сводится к следующему: в существующем виде законопроект нежелателен для внедрения, так как является чрезвычайно коррупционноёмким и требует значительных финансовых затрат со стороны государства.
Напомним, что законопроект “О ФКС” предусматривает радикальный пересмотр принципов размещения госзаказа и перестройку самой среды, в которой действуют государственные заказчики и поставщики. Законопроект призван заменить принятый в 2005 г. федеральный закон № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Новая законодательная база, предлагаемая Министерством экономического развития, подразумевает практически полный отказ от проведения электронных аукционов.
С экономической точки зрения отказ от использования электронных аукционов, как основного способа осуществления торгов по госзакупкам, повлечет за собой значительные дополнительные траты со стороны государства. По оценкам аналитического центра НРПЗ, закон № 94-ФЗ позволяет экономить до 400 млрд. руб. государственных средств ежегодно за счет снижения начальных цен контрактов и отсутствия платы за проведение торгов со стороны госзаказчиков. В случае же принятия предлагаемого законопроекта “О ФКС” государство не только лишится возможности экономить на электронных торгах, но и будет вынуждено вернуться к оплате услуг по проведению процедур закупок.
По оценке НРПЗ. ежегодная стоимость этих услуг составит около 30 млрд. руб. “Эта цифра — прямой дополнительный расход государственного бюджета по сравнению с существующей моделью организации закупок, — считает председатель оргкомитета “Национального рейтинга прозрачности закупок” Александр Марков. — При этом она не учитывает косвенных дополнительных расходов, которые повлечет принятие законопроекта, например таких как создание нового государственного органа — Совета по федеральной контрактной системе”.