Российский офис Microsoft объявил о расширении спектра своих облачных предложений — платформа Windows Azure теперь доступна в нашей стране в рамках обновленной программы корпоративного лицензирования Enterprise Agreement. Этот анонс был сделан на прошедшей 28 сентября в Москве конференции Microsoft Innovation Day, ориентированной на разработчиков ПО, преимущественно из категории ISV (независимые поставщики программных продуктов). Компания объявила также собравшимся общую стратегию продвижения Windows Azure в России в сотрудничестве со всеми заинтересованными заказчиками и ИТ-фирмами. На конференции был представлен первый заказчик Windows Azure в рамках новой программы Enterprise Agreement — компания “Софтлайн”. О своей готовности предоставлять это облако Microsoft заявила также компания “Онланта” (входит в группу компаний ЛАНИТ).
Напомним, что Windows Azure — это новая облачная вычислительная платформа Microsoft, поставляемая по модели “платформа как сервис” (PaaS). Несколько упрощенно говоря, с точки зрения заказчика — это операционная система, функционирующая на базе некоторой распределенной аппаратной ИТ-инфраструктуры и потому имеющая возможность предоставлять пользователю практически неограниченные вычислительные ресурсы в соответствии с его реальными (в том числе меняющимися в обе стороны) нуждами, оплачивать которые они смогут по времени потребления. Она предназначена для компаний, которые разрабатывают программные решения и сервисы как для собственных нужд (внутренние отделы разработки), так и для своих заказчиков (компании-разработчики). С ее помощью можно создать как корпоративные приложения, так и веб-сайты и мобильные приложения для конечных пользователей. По мнению Microsoft, применение Windows Azure позволяет заказчикам снизить операционные расходы, сократить время на разработку масштабируемых и высокопроизводительных программных решений, их развертывание, поддержку и т. д.
Напомним, что впервые о намерении создать эту качественно новую операционную среду Microsoft объявила три года назад на конференции PDC 2008, а уже спустя год эта идея была представлена в виде рыночного сервиса, состав которого постоянно расширялся. Однако он был доступен не во всех странах. С весны 2011 г. возможность работы с Windows Azure стала продвигать в нашей стране компания “Софтлайн” в рамках своего проекта Azure.softline.ru, но это делалось через европейского (чешского) посредника, в результате чего цена для российских клиентов была сильно завышенной. Теперь же наши потребители смогут получать доступ к сервису примерно по общемировым ценам. Более того, как пояснили сотрудники “Софтлайн”, этой услугой теперь смогут воспользоваться не только крупные клиенты (условия Enterprise Agreement подразумевают приобретение не менее 250 рабочих мест), но и небольшие организации.
Комментируя уже имеющийся опыт в этой сфере, генеральный директор компании “Софтлайн” Руслан Белоусов отметил: “За прошедшие неполные три месяца функционирования сервиса Azure.softline.ru, который предоставляет нашим заказчикам полноценный доступ к Windows Azure, и при отсутствии активного продвижения этого проекта мы получили свыше сотни обращений с вопросами о данной услуге, более 50 клиентов запросили и активировали пробный доступ к Windows Azure и уже более 10 российских компаний начали использовать наш сервис в своей работе”. В качестве одного из реальных примеров был приведен проекта Hyperclap: разработчики этого приложения, созданного для мобильной платформы iOS, являются клиентами Azure.softline.ru и используют SQL Azure для хранения базы данных сервиса, Azure Blob Storage — для хранения фотографий, сделанных пользователями, а также облачный хостинг — для бэкенда, с которым связываются мобильные клиенты.
Еще один интересный момент: Web-трансляция с конференции Innovation Day была организована с помощью Windows Azure. Поясняя этот момент, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России Александр Ложечкин сказал, что это позволило сэкономить средства на организацию трансляции и обеспечить высокий уровень масштабируемости в зависимости от числа реально подключенных пользователей.
В то же время, несмотря на уверения Microsoft о большом интересе к ее облачным решениям со стороны российских предприятий (такой интерес разработчиков был действительно виден на конференции), пока конкретных примеров реализованных проектов крайне мало. Тут нужно вспомнить, что три месяца назад Microsoft объявила о доступности и начале продвижения в мире, в том числе в России, своего облачно-офисного предложения — Office 365. К сожалению, Александр Ложечкин не смог прокомментировать результаты работы компании в этом направлении, сославшись на то, что им занимается другое подразделение компании. Со своей стороны, Руслан Белоусов сообщил, что хотя Office 365 действительно доступен в России уже три месяца, продаж этого сервиса через его компанию пока не было.
Не очень понятная ситуация с продвижением облачных предложений (речь шла не только о Microsoft) и использованием облачных моделей бизнеса нашла свое отражение и в прошедшей на конференции панельной дискуссии с участием трех представителей разных категорий партнеров Microsoft (“АйТи” как ISV, “Монт” — дистрибьютор, IBS — системный интегратор). В частности, по ходу разговора президент “Монт” Дмитрий Москалев отметил, что использование облачных моделей потребует серьезной перестройки (но не отмены!) партнерского канала, а для разработчиков — поиска новых схем монетизации: “То, что облачные модели — это удобно и перспективно — понятно всем, не очень понятно, как на этом бизнесу зарабатывать деньги”. Впрочем, у заказчиков тоже есть много вопросов, в том числе по лицензированию, безопасности, соответствию нормативным требованиям и пр.
Так что основная работа по переходу к облакам еще впереди. Но теперь главное препятствие со стороны Microsoft — отсутствие в России ее облачных сервисов как таковых — преодолено.