Предлагаем вашему вниманию итоги опроса, проведенного среди читателей еженедельника PC Week/RE в сентябре этого года. Тема данного опроса совпадает с темой опроса, который мы проводили полтора года назад, что позволяет нам сравнить результаты, оценив, в какую сторону изменились покупательские предпочтения предприятий и учреждений, закупающих ИТ-оборудование. Отметим, что повторение опроса “Где вы закупаете ИТ-оборудование” в известной степени было инициировано круглым столом, на котором обсуждались тенденции и перспективы различных каналов продаж ИТ-оборудования.
Некоторое представление о структуре участников наших опросов дает табл. 1, из которой видно, что большинство наших респондентов работает в компаниях, насчитывающих от 26 до 500 автоматизированных рабочих мест.
Итоги по товарным группам
Бытует мнение, что отечественные сборщики ПК все чаще уступают “поле боя” зарубежным брендам. В связи с этим представляет интерес распределение ответов на вопрос “Где вы обычно закупаете настольные компьютеры для нужд своей организации?” (табл. 2). Здесь налицо следующая тенденция: популярность корпоративных реселлеров хотя и несколько упала, но по прежнему высока и превосходит популярность других каналов продаж. Несколько увеличилась популярность специализированных компьютерных розничных магазинов и магазинов крупных сетей, торгующих электронной техникой. Популярность местных сборщиков увеличилась более чем вдвое. А вот популярность интернет-магазинов увеличилась почти в 15 раз! Впрочем, эти результаты следует воспринимать с некоторой осторожностью: если в прошлом году мы требовали однозначные ответы на наши вопросы, то в этом году данное ограничение было снято.
Что касается ноутбуков, где бал правит импорт, то здесь, согласно табл. 3, пальма первенства переместилась от корпоративных реселлеров к специализированным компьютерным розничным магазинам. На второе место по популярности вышли интернет-магазины, увеличив свою долю почти в пять раз. А вот магазины крупных сетей, торгующих электронной техникой несколько сдали свои позиции. Хотя и незначительно.
Из сравнения итогов наших опросов следует (табл. 4), что принтеры и МФУ наши респонденты теперь стали преимущественно приобретать не у корпоративных реселлеров, а в специализированных компьютерных розничных магазинах. На третье по популярности место здесь вышли интернет-магазины, увеличив свою долю голосов более чем в семь раз. Тревожный сигнал для корпоративных реселлеров. Видимо, недаром поставщики принтеров и МФУ призывают их переходить от поставок “железа” к предоставлению услуг.
Излюбленные места закупки мониторов (табл. 5) претерпели почти те же изменения, что и излюбленные места закупки ноутбуков (табл. 3). И здесь пальма первенства переместилась от корпоративных реселлеров к специализированным компьютерным розничным магазинам. На третье место по популярности вышли интернет-магазины, увеличив свою долю голосов более чем в шесть раз. Примерно в полтора раз увеличилась доля магазинов крупных сетей, торгующих электронной техникой.
Что же касается серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных, то здесь расстановка каналов продаж по степени популярности за полтора года не изменилась. Но и здесь доля голосов у корпоративных реселлеров несколько упала, а у специализированных компьютерных розничных магазинов несколько увеличилась.
В то же время доля голосов, отданных в пользу интернет-магазинов, увеличилась почти в четыре раза. И почти в семь раз больше голосов в этой товарной группе собрали магазины крупных сетей, торгующих электронной техникой, что нас сильно удивило.
Как и в прошлом году, у наших респондентов специализированные компьютерные розничные магазины оказались самым популярным местом приобретения компьютерных аксессуаров и расходных материалов (табл. 7). Их популярность даже немного выросла. Но популярность корпоративных реселлеров упала и здесь. А вот популярность интернет-магазинов увеличилась в примерно в семь раз. Кроме того, в два с лишним раза выросла популярность крупных сетей, торгующих электронной техникой.
Общие итоги
- Резко выросла популярность интернет-магазинов. Если раньше она укладывалась в диапазон от 1,6% (при закупках серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных) до 7% (в случае приобретения ноутбуков), то теперь она простирается от 16,3% (при закупках серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных) до 41,86% (в случае приобретения компьютерных аксессуаров и расходных материалов)
- Если в прошлом году степень популярности крупных сетей, торгующих электронной техникой, так и не перешагнула 7%-ный рубеж, то в этом году её “порог” стал вдвое выше (14% при приобретении компьютерных аксессуаров и расходных материалов).
- Корпоративные реселлеры повсеместно сдали свои позиции. При этом наименьший спад (на четыре процентных пункта) произошел в товарной группе “серверы, сетевое оборудование и системы хранения данных”, а наибольший (свыше 17 процентных пункта) в товарной группе “ноутбуки”
- А вот популярность интернет-магазинов повсеместно увеличилась. Повышение их популярности произошло во всех рассмотренных нами товарных группах: “серверы, сетевое оборудование и системы хранения данных” (на 11 п. п.), “принтеры и МФУ” (+24 п.п.), “мониторы” (+26 п.п.), “ноутбуки” (+28 п.п.), настольные ПК (+29 п.п.), “компьютерные аксессуары и расходные материалы” (+36 процентных пунктов).
В увеличении популярности интернет-магазинов нет ничего удивительного. Такова как мировая, так и общеевропейская тенденция. Удивляет тут разве что стремительность роста этой популярности. В то же время не секрет, что в интернет-магазинах, которые открыты “буквально вчера” и не являются подразделениями известных традиционных торговых точек, вероятность нарваться на недобросовестных продавцов достаточно высока. Поэтому в опрос нынешнего года мы включили такой вопрос: “Обращаете ли вы внимание на авторизации продавцов?”.
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:
- “Мы приобретаем ИТ-оборудование только у продавцов, авторизованных компанией-производителем” (12% голосов);
- “Мы стремимся приобретать ИТ-оборудование у продавцов, авторизованных компанией-производителем, но у них не всегда есть то, что нам нужно” (62%);
- “Мы не обращаем внимание на то, какими сертификатами обладает продавец ИТ-оборудования” (26%).
Последней категории покупателей мы советуем быть осторожнее. Особенно в том случае, если вы собираетесь приобрести нечто дорогостоящее.
Не исключено, что на итоги данного опроса в немалой степени повлиял “классовый состав” наших респондентов (табл. 8), среди которых подавляющее большинство составляют сотрудники коммерческих предприятий. Примерно через год мы предполагаем провести такого рода опрос снова. Тогда у нас будет ещё большая ясность относительно того, как выглядит динамика покупательских предпочтений заказчиков.
Март 2010 г., | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
Менее пяти | 2,7% | 4,6% |
От 6 до 25 | 12,5% | 7,0% |
От 26 до 50 | 16,3% | 21,0% |
От 51 до 100 | 18% | 21,0% |
От 101 до 500 | 30% | 35,0% |
Свыше 500 | 20,5% | 9,3% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
У корпоративных реселлеров | 45,4% | 37,2% |
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 28,6% | 35,0% |
У местных сборщиков | 11,8% | 23,3% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 5,8% | 7,0% |
В интернет-магазинах | 2,6% | 32,6% |
В иных местах | 5,8% | 9,3% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
У корпоративных реселлеров | 45,0% | 27,9% |
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 36,4% | 49,0% |
В интернет-магазинах | 7,0% | 35,0% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 5,8% | 4,6% |
В иных местах | 5,8% | 7,0% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
У корпоративных реселлеров | 46,8% | 30,2% |
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 35,5% | 39,5% |
В интернет-магазинах | 3,7% | 28,0% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 7,0% | 7,0% |
В иных местах | 7,0% | 7,0% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
У корпоративных реселлеров | 48,0% | 32,56% |
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 35,85% | 44,19% |
В интернет-магазинах | 4,35% | 30,23% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 4,80% | 7,0% |
В иных местах | 7,0% | 7,0% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
У корпоративных реселлеров | 57,30% | 53,50% |
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 28,50% | 32,60% |
В интернет-магазинах | 4,90% | 16,28% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 1,70% | 11,63% |
В иных местах | 7,60% | 9,30% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
В специализированных компьютерных розничных магазинах | 45,65% | 51,16% |
У корпоративных реселлеров | 35,32% | 28,0% |
В интернет-магазинах | 5,43% | 41,86% |
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой | 6,0% | 14,0% |
В иных местах | 7,6% | 2,33% |
Источник: опросы PC Week/RE
Март 2010 г. | Сентябрь 2011 г. | |
---|---|---|
Коммерческое предприятие | 59,4% | 72,0% |
Образовательное учреждение | 16,6% | 7,0% |
Орган федеральной, региональной или муниципальной власти | 9,6% | 7,0% |
ПБОЮЛ | 2,6% | 4,65% |
Некоммерческая организация | 2,1% | 2,33% |
Лечебно-профилактическое учреждение | 1,6% | 2,33% |
Иное | 8,1% | 4,65% |
Источник: опросы PC Week/RE