Ни для кого не секрет, что розничный торговый бизнес — один из самых прибыльных (из числа легальных по крайней мере). Не удивительно поэтому, что многие ИТ-компании хотели бы найти клиентуру в данном сегменте экономики. На семинаре “Информационные технологии в торговле — инструмент повышения эффективности бизнеса”, проведенном компанией РДТЕХ, рассматривались как ИТ-решения, заточенные под розницу, так и продукты общего назначения, которые, по мнению организаторов, вполне могут быть востребованы розничным бизнесом в перспективе. Отметим, что до последнего времени целевыми клиентами РДТЕХ, известной давними связями с Oracle и её продуктами, были банки и страховые компании (но не только), так что семинар этот организаторы сами позиционировали как первый шаг в направлении розничного рынка.
Опыт внедрений розничных продуктов Oracle
Собственно, в активе компании — организатора семинара уже есть успешные проекты, реализованные в сфере ритейла. Вера Адеева, представитель РДТЕХ, рассказала о проекте внедрения Oracle Retail Data Model (ORDM) в торговом доме “Копейка”. В ORDM реализована особая, розничная модель хранения данных, а базовая архитектура предполагает использование готовых OLAP-кубов в сочетании с механизмом загрузки данных из внешних источников (транзакционных, аналитических и других систем). В ходе реализации проекта было построено хранилище данных, которое продемонстрировало, по словам докладчицы, высокую степень соответствия модели, заложенной в ORDM, стандартам ведения российского розничного бизнеса. В результате реализации проекта по желанию заказчика было создано несколько аналитических отчетов, в частности по логистике (структуры продаж, “универсамы на google map”, отчет по выручке и др.). В ответ на вполне безобидный маркетинговый оборот, использованный Верой Адеевой (“проект позволил продемонстрировать возможности продуктов Oracle”), из зала последовал коварный вопрос: зачем торговой сети “Копейка” понадобилось предоставлять себя в качестве опытной площадки для демонстрации возможностей продуктов пусть даже и очень уважаемой компании? В дискуссию вступил присутствовавший на семинаре Александр Артюхов, руководитель дирекции информационных технологий ТД “Копейка”. Он пояснил, что еще за полтора года до решения на базе ORDM был внедрен продукт Qlikview, который до некоторых пор позволял получать определенный набор требуемых бизнесом аналитических отчетов, причем очень быстро и в режиме реального времени (решение работает с внешними источниками данных по технологии in-memory). Однако потом оказалось, что бизнесу нужна не только текущая аналитика, но и исторические данные с глубиной в несколько лет, а для этого требовались уже совсем другие объемы обрабатываемой и хранимой информации. Вот с таковой целью, собственно, и понадобился ORDM с хранилищем, которого в составе Qlikview не было. Помимо невозможности анализа исторических данных, подчеркнул Александр Артюхов, на внедрение нового продукта подвигло также отсутствие инструментов анализа финансовой информации и необходимость создания огромной по объему базы данных по торговым чекам с большой глубиной хранения. Еще один проект, реализованный сотрудниками РДТЕХ в “Копейке”, — оптимизация работы СУБД Oracle в системе SAP for retail, позволившая существенно повысить эффективность и производительность системы без дополнительных вложений в оборудование. К сожалению, констатировал представитель торговой сети “Копейка” (приобретенной, как известно, недавно другим крупным ритейлером), в ходе консолидации структур данные ИТ-проекты фактически не будут востребованы.
Юрий Савушкин, представитель компании CEO Consulting, рассказал о продуктах Oracle, реализованных на платформе планирования и оптимизации Oracle Retail Predictive Application Server (RPAS): решение для товарно-финансового планирования (RPAS Merchandise Financial Planning), для прогнозирования спроса и планирование продаж (RPAS Demand Forecasting), по оптимизации ценообразования (RPAS Regular Price Optimization — внедрено в “Евросети”). Основная сложность проектов по внедрению данных продуктов, по оценке Юрия Савушкина, — создание на первоначальном этапе терминологического бизнес-словаря, понятного обеим сторонам: и внедряющей, и той, что заказывает внедрение. После того как удалось договориться по терминам, техническая сторона проекта, по словам докладчика, большой сложности уже не представляет: решения открытые и хорошо интегрируются с внешними источниками данных, т. е. с другими информационными системами.
ИТ-продукты общего назначения тоже востребованы
Современная крупная торговая компания функционирует как сложный многомерный организм, в котором одновременно протекают как собственно бизнес-процессы, так и процессы, их обеспечивающие. ИТ-инфраструктура, во все большей степени являясь фундаментом любого бизнеса и помогая эффективно управлять им, сама становится объектом управления и оптимизации. Так, при огромном количестве информационных систем и проектов внедрения, которые ведутся одновременно, бывает сложно избежать элементарного дублирования программных продуктов. Если не проводить регулярную инвентаризацию “информационного хозяйства”, будут неизбежно накапливаться системы устаревшие или вовсе вышедшие из употребления.
Об одном из инструментов, позволяющих оптимизировать ИТ-инфраструктуру организации и поддерживать ее в оптимальном рабочем состоянии, — системе planningIT немецкой компании Alfabet — рассказал участникам семинара Вячеслав Ерохин, представитель аналитического центра при Правительстве РФ, где данное решение было внедрено. Выбор был обусловлен, во-первых, лидирующим положением продукта на рынке программ управления архитектурой предприятия (магический квадрант Gartner, октябрь 2010), а во-вторых, тем, что данная система, по мнению докладчика, — единственное комплексное решение класса EAM (Enterprise Architecture Management). Проблем при интеграции planningIT с внешними источниками данных не возникает: в решении имеется механизм обмена сообщениями SOAP, изначально реализована интеграция с такими распространенными продуктами, как SAP R/3, MS Project Manager, HP Open View, Oracle Application Server, Microsoft SQL Server и др. По оценке Вячеслава Ерохина, данный продукт позволяет собрать воедино элементы ИТ-инфраструктуры организации и оптимизировать ее (в частности — сократив количество бизнес-приложений и баз данных). В аналитическом центре при Правительстве РФ одной из основных задач решения является консолидация результатов работ по созданию информационно-аналитических систем мониторинга разнообразных государственных программ и проектов.
Об интересном проекте создания портала взаимодействия с поставщиками рассказал Сергей Комаров, еще один представитель РДТЕХ. Заказчиком проекта, реализованного на платформе Oracle Fusion Middleware 11g, выступил нефтехимический холдинг СИБУР. Его исходная идея — удовлетворить растущий спрос на продукцию холдинга на российском рынке. В рамках решения была, в частности, реализована электронная торговая площадка для проведения в режиме онлайн конкурентных процедур (аукционы, конкурсы, тендеры). Именно этот компонент, по мнению докладчика, предположительно и может быть потенциально интересен торговому розничному бизнесу (но специальных исследований на этот предмет компания не проводила).
Вопросы безопасности болезненны для любой сферы: фирмы-однодневки в роли поставщиков продукции, сговор персонала с целью вывода средств, подделка договоров и многие другие неприятные вещи — все это, увы, актуально и для ритейла. Данила Косенков, представитель компании АНДЭК, рассказал о возможностях по минимизации потерь бизнеса за счет управления рисками мошеннических действий. В АНДЭК работает система оценки и управления рисками мошенничества (СОУРМ), построенная на базе решения британской компании i2 Limited (ведущий поставщик программных продуктов в целях визуализации и анализа данных для служб безопасности, разведки и правоохранительных органов) и позволяющая извлекать и обрабатывать информацию из больших объемов разнородных данных. Источниками данных для СОУРМ являются, в частности, российские корпоративные реестры (ФНС, Росстат, Арбитраж), базы данных резюме, социальные сети и т. п. В числе основных рисков компаний-контрагентов докладчик назвал отсутствие финансовой отчетности, связи с чиновниками и организованной преступностью, подозрительную дату регистрации компании (если она близка, например, к дате проведения тендера), место регистрации (много компаний по одному адресу), наличие номинального директора и ряд других факторов. В качестве примера Данила Косенков привел заказ от крупного дистрибьютора на проверку контрагентов (свыше полутора тысяч), в результате которой была обнаружена, в частности, фирма-однодневка, служившая сотрудникам для вывода из своей компании денег, и это был далеко не единственный результат.
В целом следует признать, что выбранный организаторами семинара подход к тематике докладов, когда линейка представленных проектов и продуктов не была ограничена спецификой розницы как бизнеса, поначалу выглядел несколько экзотичным. В итоге же оказался вполне оправданным — все участники конференции получили объемную картину жизненных будней крупной розничной компании, начиная от особенностей внедрения специализированных розничных ИТ-инструментов, и заканчивая специфическими ИТ-проблемами, возникающими при слиянии двух крупных бизнесов.