В новых экономических условиях снижение затрат рассматривается компаниями в качестве одного из ключевых факторов повышения эффективности их деятельности. Такой стратегии придерживается, в частности, ТНК-BP — третья по величине нефтяная компания в России, входящая также в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти.
Ранее весь управленческий аппарат холдинга размещался в 12 офисах, распределенных по территории Москвы. Чтобы оптимизировать затраты на их содержание, в I квартале 2010 г. Совет директоров ТНК-ВР принял решение о переводе всех подразделений в одно здание. Другими немаловажными причинами послужило то, что здание на Арбате, где располагался центральный офис компании, стало со временем слишком тесным для сотрудников, а его содержание — слишком дорогим. Акционеры посчитали, что деньги, полученные от продажи здания, будут полезны для развития основного бизнеса компании — нефтяного.
На этапе подготовки к проекту переезда специалистам ТНК-ВР пришлось столкнуться с первой сложностью. Проведенный ими анализ рынка недвижимости выявил, что хотя арендных помещений в Москве очень много, зданий, которые отвечали бы запросам крупной бизнес-структуры, практически нет. Оказалось, что в Москве не существует отдельно стоящих зданий площадью около 40 тыс. кв. м, а именно столько требовалось, чтобы разместить всех сотрудников управленческого аппарата холдинга. Наиболее оптимальным вариантом представлялся новый бизнес-центр Nordstar Tower на Беговой улице, хотя он и требовал дополнительного решения вопросов безопасности, поскольку в нем находятся офисы других компаний. В итоге ТНК-ВР арендовала первые 20 этажей в этом бизнес-центре, где требовалось построить мощную и надежную корпоративную инженерную и ИТ-инфраструктуру.
Курс на инновации
По результатам открытого конкурса исполнителем работ была выбрана группа компаний “Астерос”, специалисты которой уже имели опыт создания офисов “под ключ”.
Проект по развертыванию ИТ-инфрастуктуры и систем безопасности в новом офисе стартовал в сентябре 2010 г., его бюджет составил порядка 20 млн. долл. В сжатые сроки, за семь месяцев, проектная команда, объединяющая специалистов “Астерос” и ТНК-ВР, внедрила свыше 20 различных инженерных и ИТ-систем, поддерживающих ежедневную работу нефтяной компании. При этом необходимо было решить важную задачу — обеспечить в новом офисе уровень сервисов не ниже существующих, а также непрерывность деятельности компании при переезде. Сам же переезд, в котором участвовали 3,5 тыс. сотрудников, занял чуть больше месяца.
В рамках проекта был реализован целый ряд инновационных решений, в первую очередь следует назвать центр визуального моделирования, предназначенный для исследования геологических, геофизических и гидродинамических моделей нефтяных месторождений. Построение моделей нефтяных и газовых резервуаров является одной из инновационных технологий, нашедших широкое применение в последние годы в нефтяной отрасли, поскольку это помогает компаниям экономить деньги и успешно осваивать месторождения.
Расположенный на 13-м этаже Nordstar Tower центр визуального моделирования по сути представляет собой обычный 3D-кинотеатр, но имеющий промышленное назначение. Информация, поступающая от филиалов и предприятий нефтяной группы, отображается в трехмерном формате на цельном стеклянном экране толщиной 7 мм и размерами более 6х2 м. Этот экран был специально произведен в США по заказу ТНК-ВР. Для отображения информации используются два современных проектора Sony, способных выдавать на экран изображение размером до 4 тыс. пикселей. Таким образом, по словам руководителя программ департамента управления комплексными проектами группы компаний “Астерос” Романа Яковлева, в центре была создана проекционная система, являющаяся уникальной по своим техническим характеристикам в России.
Вообще же, как рассказала директор ИТ-проектов компании ТНК-BP Татьяна Мохова, техническое оснащение центра представляло собой отдельную сложную задачу в рамках всего проекта, которая потребовала четкой проработки со стороны всех участников процесса. Проблема заключалась в том, что экран — это крупногабаритный предмет, который никак не разделяется на составляющие, и поэтому, чтобы внести его в помещение центра, потребовалось разбирать фасад здания. Дополнительную трудность доставляли погодные условия — работать пришлось в декабре в условиях ледяного дождя и сильного ветра. Поэтому экран долго простоял в Москве упакованным в фуре в ожидании улучшения погоды.
В результате, чтобы занести экран, потребовалось задержать работу строителей на этаже. Стекло снимали в том месте, где размеры фасада здания позволяли пронести экран, и то при больших рисках, поскольку размеры лага были минимальны. Для выполнения этой задачи были вызваны специальный кран и бригада промышленных скалолазов, которые страховали подъем экрана. “Поскольку экран — вещь исключительно дорогая, необходимо было осуществлять скрупулезный контроль за ходом работы, — пояснила г-жа Мохова. — Усиление ветра или неточное действие крановщика могли привести к повреждению либо экрана, либо фасада. Риски и их последствия были так велики, что задача по доставке и подъему экрана явилась очень существенной в процессе создания помещения центра визуального моделирования”.
Еще одно интересное место офиса ТНК-BP — центр управления кризисными ситуациями, где располагается группа поддержки бизнеса, основная задача которой заключается в том, чтобы оперативно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, опираясь на данные информационно-аналитических систем.
Помещение оборудовано видеостеной, на которой могут отображаться разные мультимедийные источники — система видеоконференцсвязи (ВКС) и конгресс-система, обеспечивающие проведение совещаний, IP-телевидение, а с помощью документ-камеры можно вывести на экран любые печатные материалы. В центре также реализована возможность работы с ноутбуками, телефонией и всеми средствами связи, включая даже такие уже редко встречающиеся сегодня, как факсы. То есть там предусмотрена любая возможность получить любую информацию и обработать ее, чтобы решить возникшую проблему.
И хотя ничего принципиально нового в технологическом оснащении центра управления кризисными ситуациями нет, специалисты ТНК-BP считают, что его особенность заключается в централизованной системе управления, при которой оператор может управлять всеми мультимедийными источниками с помощью одного устройства Apple iPad. “Особенностью данного помещения является его независимость от общей системы мультимедиа, поскольку здесь есть собственные оператор и переводчики, а также локальная система коммутации видеоизображений и аудио. Это было сделано, исходя из специфических требований к центру управления, где решаются любые кризисные ситуации, возникающие в регионах”, — добавил Роман Яковлев.
Среди других нововведений, реализованных в рамках проекта, следует упомянуть обеспечение мониторинга и интеллектуального управления структурированной кабельной системой (СКС) на базе решения Panduit PanView IQ, позволяющего контролировать все изменения конфигурации сети в режиме реального времени. Сегодня СКС насчитывает 14 600 портов и поддерживает работу 3500 сотрудников.
Кроме того, специалисты “Астерос” создали систему корпоративной IP-телефонии и систему видеоконференцсвязи. Интегрированный с ними комплекс мультимедийных систем объединил переговорные комнаты, конференц-залы, зоны открытого офиса, приемные и актовые залы. Современные тенденции были также использованы при проектировании переговорных помещений, одно из которых спроектировано таким образом, что при необходимости может разбиваться на несколько независимых переговорных залов, вмещающих в общей сложности до 150 человек. При этом сохраняется полный функционал как каждого зала в отдельности, так и большого зала в целом. Управление системами любого зала осуществляется также с помощью iPad.
И наконец, в ходе проектных работ были осуществлены миграция серверных мощностей дочерних обществ ТНК-BP и их консолидация в центральном дата-центре. В настоящее время ЦОД компании находится в арендованном на выгодных условиях отдельном помещении, расположенном в пределах третьего транспортного кольца и имеющем хорошее обеспечение электроэнергией. Однако, по словам представителей ТНК-BP, начиная с 2006 г. компания каждый год пересматривает свой прогноз в отношении дата-центра с учетом мощностей электроэнергии (сегодня это является основным ограничивающим фактором в Москве). А с 2008 г. ежегодно проводится мини-тендер, направленный на выявление того, кому можно было бы передать для обслуживания серверные мощности, но до сих пор компания не получила финансового обоснования, что это будет экономически целесообразно, несмотря на высокий уровень развития российского рынка серверной инфраструктуры. Тем не менее, у руководства ТНК-BP есть четкое видение того, что в течение как минимум ближайших трех лет больше 50% серверных мощностей будет выведено из состава компании. Предполагается, что уже в следующем году около 10% этих мощностей будет отдано внешнему подрядчику.
Реализованные преимущества
Переезд всех офисов ТНК-BP в новое здание прошел в установленные сроки и в полном объеме, причем работа всех подразделений не прекращалась и связь между офисами не прерывалась. И хотя после переезда прошло совсем немного времени, сегодня уже можно говорить о получении ряда краткосрочных результатов. Прежде всего это снижение операционных затрат компании, достигнутое за счет сокращения обслуживающего персонала и расходов на инфраструктуру, необходимых для обеспечения работы 12 разбросанных по городу офисов. Более того, руководство увидело, что есть возможности уменьшения численности персонала центрального офиса без ущерба для основного бизнеса. Ранее, когда сотрудники располагались в разных местах, невозможно было получить реальную ситуацию занятости людей — как они проводят свой рабочий день, где они находятся, во сколько они приходят на работу и уходят с нее. Таким образом, реализация проекта способствовала наведению организационного порядка и повышению ответственности людей. А обеспечение эффективного тайм-менеджмента помогает ускорить развитие бизнеса и экономить значительные средства, считают в ТНК-BP.