Генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ Кристоф Жоанбланк объявил о начале продвижения в нашей стране облачного продукта Flexible Computing Private, разработанного усилиями членов созданного год назад глобального альянса Flexible 4 Business, объединившего таких ИТ-гигантов, как Cisco, EMC, Orange и VMware.
Как сообщил г-н Жоанбланк, Flexible Computing Private является первым детищем альянса и представляет собой IaaS-сервис, предназначенный для создания частного вычислительного облака. В состав сервиса входят три компонента: техническая оценка готовности ИТ-инфраструктуры заказчика к миграции в облако; проектирование виртуализированной инфраструктурной платформы для организации частного вычислительного облака и развертывание решения в ЦОДе Orange или в ЦОДе заказчика; миграция приложений и данных заказчика в облако.
Миграция приложений и данных заказчика в частное облако предлагается как опция. Сделано это с учетом того, что среди приложений, используемых заказчиками, нередко встречаются специфические и уникальные -- например, автоматизированные банковские системы. И скорее всего, считают в Orange, заказчики захотят продолжить осуществлять поддержку таких приложений с помощью проверенных партнеров, которые либо писали эти приложения, либо в свое время развернули их и начали поддерживать.
Технологической основой решения, на базе которого предоставляется услуга Flexible Computing Private, является вычислительная платформа vBlock, построенная на серверах Cisco Unified Computing System (UCS) и линейке систем хранения данных EMC VNX, объединенных коммутаторами Cisco Nexus. В качестве гипервизора виртуальных машин используется VMware ESXi, а для управления платформой виртуализации применяются VMware vCenter и VMware vCloud Director.
Информационная безопасность решения обеспечивается продуктами Cisco ASA, VMware vShield и специализированными решениями подразделения RSA компании EMC. Если заказчику требуется кастомизация платформы vBlock, ее обещают дополнять недостающими продуктами участников альянса Flexible 4 Business в соответствии с запросами заказчика. Подход к обеспечению информационной безопасности в частном облаке практически не отличается от обеспечения ИБ в классической ИТ-инфраструктуре, дополненной защитой виртуальной среды. Даже если услуга построена на решении, размещающемся на одной площадке, ее поставщики обещают высокую отказоустойчивость сервиса. В то же время по требованию заказчика решение может быть развернуто на нескольких площадках, каждая из которых в состоянии обеспечить заказчику необходимый резерв ИТ-мощностей.
Зона ответственности Orange Business Services в облачном сервисе Flexible Computing Private, как сообщил г-н Жоанбланк, покрывает сети передачи данных, управление сервисом, интеграцию решений партнеров в рамках услуги, а также непосредственное ее предоставление. Для поддержки услуги могут использоваться ресурсы 31 ЦОДа компании Orange (в большинстве своем уровня Tier 4), которые находятся в разных странах. Их общая площадь составляет примерно 37 тыс. кв. м; в них размещается около 10 тыс. физических серверов Orange и 12 тыс. серверов клиентов; ресурс хранения равен 18 Пб. К 2012 г. Orange намерена увеличить эти мощности на 50%. Инфраструктура Orange в России включает сегодня размещенные в Москве два основных ЦОДа уровня Tier 3 и один резервный.
К преимуществам услуги Flexible Computing Private для заказчиков, по мнению членов альянса Flexible 4 Business, следует отнести возможность гибкого управления ИТ-ресурсами, вплоть до управления ими в режиме реального времени в зависимости от приоритетов текущих бизнес-задач, и оптимизацию затрат на ИТ за счет унификации и централизации инфраструктуры. Как отмечают члены альянса Flexible 4 Business, цена ИТ-ресурсов, доступных через облачные сервисы, гораздо ниже их стоимости в форме собственности.
Члены альянса изначально ориентируют услугу Flexible Computing Private на ее использование в рамках бизнеса операторов связи, а не ИТ-интеграторов, поскольку предполагается, что облака, даже частные, могут строиться на территориально распределенной, в том числе и по всему миру, ИКТ-инфрастуркутре. “Основным компонентом современного облака является ЦОД. Между ЦОДами должны действовать высокоскоростные линии связи. Сквозное обеспечение качества облачной услуги, включая ее информационную безопасность, проще всего реализовать, если все эти компоненты находятся в руках одного хозяина, — комментирует эту установку г-н Жоанбланк. — При этом эргономичные порталы провайдера в состоянии предоставить клиентам возможность организовать доступ к услуге буквально несколькими щелчками мыши, а наша биллинговая система позволит оплачивать только потребленные ИТ-ресурсы”.
Как уже было сказано, предоставление услуги начинается с этапа консультирования, на котором выявляется степень готовности клиента к ее потреблению. Затем провайдеру и заказчику следует выбрать модель предоставления услуги — будет ли она реализована как аутсорсинг на базе схемы IaaS, в которой Orange Business Services работает как сервис-провайдер, или потребление ИТ-ресурсов пойдет по схеме, практически не отличающейся от классической, — в ней будут задействованы ЦОДы и персонал самого клиента, а Orange Business Services выступит в роли интегратора проекта. Возможности Orange как международного оператора вместе с коллегами по альянсу позволяют строить для клиентов наряду с частными также гибридные и публичные облака.
Согласно данным Orange, у компании сегодня во всем мире около 250 клиентов (среди них -- правительственные учреждения Франции, международные авиаперевозчики и др.), которым она предоставляет облачный сервис Flexible Computing Private. В ближайшее время Orange намерена получать от предоставления этих услуг 50—100 млн. евро в год. В России компания планирует за год завербовать пятерых клиентов новой облачной услуги, а в дальнейшем ей хотелось бы развиваться синхронно с российским рынком облачных вычислений, который, согласно расчетам IDC, оценивается сегодня в 35 млн. долл., обещает ежегодное удвоение на протяжении ближайших нескольких лет и достижение объема в 1,2 млрд. долл. в 2015 г.
Среди потенциальных заказчиков новой услуги, как сказала руководитель отдела развития бизнеса Orange Business Services Юлия Майорова, ее компания видит прежде всего транснациональные компании; компании, которые хотят либо полностью, либо частично модернизировать свои ИТ; структуры, работающие с большим количеством бизнес-приложений, большая часть которых является критичной для бизнеса; предприятия, испытывающие потребности в оптимизации ресурсов в ЦОДах — хотят строить новые основные или резервные ЦОДы, планируют консолидацию арендованных площадок в ЦОДах; а также компании-инноваторы. По характеру бизнеса в России к этим категориям относятся финансовые структуры, нефтегазовые компании, крупные розничные торговые сети и промышленные холдинги.
От имени участников альянса руководитель направления технических решений ЕМС в России и СНГ Игорь Корнетов заявил, что при необходимости конкретная реализация услуги может быть сертифицирована для конкретного заказчика в соответствии с российскими требованиями. Одновременно заместитель генерального директора компании “Сиско Системс” по работе с партнерами Михаил Кристев заметил, что российские регуляторы пока еще не сформулировали требования к облачной среде, и по существу вопросы необходимой сертификации упираются только в это.