Емкость российского рынка коммерческих ЦОДов (КЦОД) в 2015 г. увеличится в 2,5—3 раза, по сравнению с сегодняшним днем, но при этом дефицит КЦОД через четыре года достигнет 22%, в результате чего в сегменте крупных предприятий спрос на услуги дата-центров вырастет почти в 5 раз. Такие прогнозы содержатся в результатах исследования рынка КЦОД в России, выполненного аналитическим центр Headwork Analytics по заказу компании “Астерос” (при подготовке исследования были использованы данные исследовательской компании “Современные Телекоммуникации”). В рамках этой работы были опрошены представители 203 российских компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд. руб., а центральный офис располагается в московском регионе. Также был отдельно изучен рынок КЦОД московского региона.
Выводы, к которым пришли аналитики таковы. Российский рынок КЦОД сконцентрирован в столице, в Москве и Подмосковье находится 60% российских КЦОД. На долю Санкт-Петербурга приходится 15% рынка, 25% — остальные регионы. Российский рынок по своим масштабам пока не сравним c западным. Совокупная площадь крупнейшего в стране московского рынка — а это 98 КЦОД с 9331 стойкой — составляет 26 тыс. кв. м. Это меньше площади одного крупного американского ЦОДа — SuperNAP.
По оценкам Headwork Analytics, российский рынок КЦОД растет на 20—30% в год — быстрее, чем отрасль ИТ в целом. На долю крупных заказчиков приходится 40% от общего рыночного спроса, причем наиболее активными потребителями услуг КЦОД являются медиа-холдинги (42%), транспортные и логистические компании (35%) и банки (33%). Ритейл, оптовая торговля, энергетика и промышленность демонстрируют умеренный интерес. Нефтегазовые компании и негосударственные пенсионные фонды потребности в услугах КЦОД пока не испытывают.
Спрос со стороны крупных предприятий на услуги дата-центров будет расти на 35—40% в год. Крупные заказчики проявляют интерес к сложным облачным сервисам. Однако от перехода в облака их удерживает неуверенность в надежности операторов ЦОД и слишком высокая, по мнению клиентов, стоимость аренды ПО. Пока ключевыми услугами КЦОД остаются размещение сервера (colocation) — этим сервисом воспользовались 80% текущих клиентов — и аренда оборудования (dedicated), востребованная среди 48% заказчиков. Модель SaaS используют менее 20% крупных клиентов.
Малый и средний бизнес менее активен — как ожидается, в этом сегменте спрос на услуги КЦОД будет расти лишь на 10—15% в год. Но и в этом сегменте заказчики все реже ограничиваются потреблением простых услуг, таких как хостинг почтовой системы, и постепенно расширяют спектр востребованных сервисов.
Рынок становится все более конкурентным: доля площадей, принадлежащих 10 крупнейшим игрокам, с 2009 по 2010 гг. сократилась на 6%. Иностранные операторы КЦОД расширяют свое присутствие в России, и предлагаемые ими стандарты качества заставляют российских коллег активнее искать пути совершенствования собственных услуг.
В целом эксперты считают, что коммерческие дата-центры идут навстречу клиентам, их предложения становятся все более и более гибкими, подстраиваясь под требования заказчиков. Ожидается, что в среднесрочной перспективе на растущий рынок придут новые игроки, а действующие участники будут расширять свои площадки. И все же, даже с учетом роств предложения, аналитики прогнозируют появление дефицита КЦОД уже в 2012 г., а в 2015 г. спрос на 22% будет превышать имеющееся предложение. “А если останутся невостребованными некачественные площади, дефицит может достигнуть 35%”, — добавляет к этим оценкам руководитель дирекции аутсорсинга “Астерос” Вадим Стеценко.