Конференция Oracle OpenWorld, проводимая ежегодно в Сан-Франциско, претендует на звание самой крупной в ИТ-отрасли. Покупая периодически самые разные компании, корпорация расширяет спектр предлагаемых ею решений, число пользующихся ими клиентов и круг партнеров, помогающих продвижению все новых продуктов. Наиболее крупным последним подобным приобретением стала компания Sun, после чего Oracle превратилась в многопрофильного вендора, выпускающего как ПО, так и аппаратные средства. Последовательно включая все новые направления в тематику конференции, Oracle довела число ее участников до 45 тыс., которые в этот раз оккупировали все отели города и пригородов. Выступивший с приветствием к участникам мэр Сан-Франциско Эдвин Ли отметил, что благодаря этому форуму город получит около 100 млн. долл. Неизбежное следствие столь гигантских масштабов — множество анонсов, представлений новых продуктов и инициатив, охватить которые в статье ограниченного объема просто невозможно. Если же попытаться выделить главное, то я бы обратил внимание на две темы.
Первая — это продолжающаяся интеграция технологий и продуктов Sun с портфелем Oracle. Цель здесь довольно амбициозная — возродить былую славу Sun как производителя оборудования и укрепить его положение на рынке серверов. Вторая — стратегическая ориентация на облачные технологии. Еще год назад многие удивлялись тому, что бессменный глава корпорации Ларри Эллисон прекратил свои насмешки над облаками и выступил на предыдущем Oracle OpenWorld в роли чуть ли не проповедника “истинно облачного учения”. Заочная дискуссия на эту тему с исполнительным директором Salesforce.com Марком Бениофом была продолжена и в нынешнем году, причем примерно с теми же аргументами: мультиарендный подход Salesforce для серьезных задач не годится, поскольку подключение всех заказчиков облачного CRM-сервиса к одной базе данных чревато серьезными проблемами как в плане надежности, так и в отношении безопасности. По-хорошему, каждое приложение и экземпляр СУБД должны исполняться на отдельной виртуальной машине. Кроме того, по мнению главы Oracle, облачная платформа должна опираться на открытые стандарты, так как только в этом случае заказчик сможет безболезненно переносить приложения и данные от одного облачного провайдера к другому либо вернуться к размещению их на собственной площадке. Если это не так (укол в адрес Salesforce), то вы имеете дело с облаком, на которое можно войти, но откуда нельзя уйти. Ларри Эллисон не удержался и от более сильных выражений вроде “облачной ловушки для тараканов”.
Как ни удивительно, но обе вышеуказанные стратегические задачи решаются во многом одним и тем же способом. Он был озвучен еще год назад: корпорация намерена предлагать комплексные программно-аппаратные решения, изначально спроектированные и оптимизированные для совместной работы железа и софта Oracle. Иными словами, провозглашаемая уже несколько лет идея стека ПО от одного вендора (Oracle), охватывающего все уровни (ОС, СУБД, промежуточный слой и приложения), была дополнена еще и аппаратными средствами. Первым примером такого синергетического сплава стала выпущенная два года назад машина БД Oracle Exadata, представляющая собой стойку с серверами стандартной архитектуры и системой хранения Sun и развернутым на ней оригинальным ПО Oracle, позволяющим существенно увеличить гибкость, масштабируемость и производительность такого кластерного сервера БД. Ларри Эллисон охарактеризовал Exadata как самый успешный новый продукт Oracle за всю ее историю. Он установлен у тысячи заказчиков и прогнозируется, что к концу года таковых будет уже 3000. За Exadata последовала аналогичная по своей архитектуре машина связующего ПО Exalogic.
И вот на нынешней конференции было представлено еще одно Exa-изделие (похоже, Exa выходит на роль основной брендообразующей приставки Oracle). Это аналитический программно-аппаратный комплекс Oracle Exalytics, в котором вся БД, подвергающаяся аналитической обработке, размещается в оперативной памяти. Он представляет собой сервер Oracle Sun Fire с 1 Тб ОЗУ и четырьмя десятиядерными процессорами Intel Xeon E7-4800, на котором могут функционировать in-memory редакции платформы Oracle Business Intelligence Enterprise Edition, а также многомерного (Essbase) и реляционного (TimesTen) OLAP-серверов. Утверждается, что отчеты и информационные панели, спроектированные с помощью традиционных версий Oracle BI Enterprise Edition и Oracle BI Applications, будут поддерживаться на Oracle Exalytics без внесения в них каких-либо изменений. Собственные тесты Oracle, сравнивающие Exalytics с ее же традиционными средствами бизнес-анализа, продемонстрировали прирост производительности до 20 раз при реляционной (ROLAP) генерации отчетов и до 79 раз — при многомерном (MOLAP) моделировании.
Многие эксперты сразу же отметили, что Exalytics — это своеобразный ответ компании SAP, выпустившей год назад аналогичный комплекс HANA, в котором также используются технологии in-memory и поколоночного хранения таблиц. Правда, в отличие от HANA, в котором обмен с дисковой подсистемой исключен полностью, в Exalytics есть механизмы обновления загруженной в ОЗУ витрины данных информацией из системы хранения с учетом частоты обращения к этой информации при обработке реального потока запросов. Иными словами, речь идет об использовании Exalytics преимущественно в качестве динамического кэша БД. Для обеспечения подобного взаимодействия с Exadata у Exalytics есть отдельный InfiniBand-коннектор. Допускается также загрузка данных из множества других источников (IBM DB2, Microsoft SQL Server, Netezza, SAP Business Information Warehouse и Teradata). Мне кажется, что в случае, когда источником данных служит только Exadata, функциональность Exalytics можно было бы реализовать и в рамках самой машины баз данных: там все для этого есть, включая и 2 Тб оперативной памяти. Но пока Oracle о такой возможности не упоминает.
Буквально накануне форума OpenWorld корпорацией были представлены новые серверные платформы на базе процессоров Sparc T4, а одну из них — систему SPARC SuperCluster, по утверждению Ларри Эллисона, можно рассматривать как основу для реализаций Exadata и Exalogic на процессорах Sparc. Было сказано, что по производительности подобные программно-аппаратные комплексы на процессорах x86 и Sparc сопоставимы. Есть ли какие-то дополнительные преимущества у Sparc-реализации Exadata и Exalogic? Об этом на конференции ничего не говорилось, за исключением того, что в мире есть много клиентов, эксплуатирующих приложения на Sparc-серверах и не желающих переносить их на платформу x86. Они теперь смогут воспользоваться этим предложением. Глава Oracle, воодушевленный успехом Exadata и выпуском новой линейки высокопроизводительных серверов и систем хранения Sun, даже процитировал Хемингуэя, написавшего когда-то “Sun also rises” и, по-видимому, уже тогда догадывавшегося, что неизбежный восход уготован не только солнцу, но и засидевшейся в тени Sun.
Не была обойдена вниманием и чрезвычайно модная ныне тема Больших данных (Big Data), связанная с захватом, предварительной обработкой и анализом гигантских объемов структурированных данных, генерируемых всевозможными датчиками и сенсорами, а также неструктурированного контента, поступающего из Web и социальных сетей. Для решения подобных задач Oracle предлагает программно-аппаратный комплекс Oracle Big Data Appliance. Как рассказал вице-президент корпорации по разработке продуктов Томас Куриан, этот комплекс базируется на ее собственной версии СУБД NoSQL, средствах интеграции данных и коннекторах к инструментам Apache Hadoop, осуществляющим параллельную обработку неструктурированных массивов данных на множестве серверных узлов.
Из чисто софтверных событий, пожалуй, самым важным является долгожданное объявление о выпуске коммерческой версии бизнес-приложений Fusion Applications, разработка которых началась шесть лет назад и неоднократно продлевалась. По словам старшего вице-президента Oracle по бизнес-приложениям Стива Миранды, сейчас клиентам доступно более 100 приложений семейства Fusion Applications 11g, относящихся к семи крупным категориям: финансовому менеджменту, управлению человеческим капиталом, организации цепочек поставок, закупок, управлению проектами, контролю соответствия нормативным требованиям (GRC) и CRM. Обращает на себя внимание тот факт, что среди этих категорий пока отсутствует планирование производственных ресурсов (ERP). При разработке Fusion Applications корпорация взяла за основу несколько важных принципов: приложения должны одинаково исполняться на корпоративных площадках и в облаках; базироваться на общепринятых отраслевых стандартах (в частности, на Java); для упрощения интеграции с другими системами поддерживать сервисную архитектуру SOA; опираться на средства обеспечения безопасности, заложенные в ОС, СУБД и связующем ПО (но не в самом приложении); обеспечивать удобный пользовательский интерфейс к встроенным инструментам бизнес-анализа.
Однако главную новость Ларри Эллисон приберег на конец своего выступления. По его словам, корпорация становится поставщиком общедоступных облачных услуг, базирующихся на всем ее программно-аппаратном стеке. В рамках Oracle Public Cloud на первых порах будут по ежемесячной подписке предоставляться следующие облачные сервисы: Oracle Fusion Customer Relationship Management (CRM), Oracle Fusion Human Capital Management (HCM), Oracle Social Network, Oracle Java и Oracle Database. Легко заметить, что первые два сервиса относятся к категории SaaS, последние два — к PaaS, а Oracle Social Network — это анонсированный на конференции новый корпоративный сервис социальных сетей и совместной работы. Подписаться на каждый из них можно будет независимо от других сервисов.
Одна позиция в этом перечне не может не вызвать вопроса: как будут сосуществовать два аналогичных облачных CRM-сервиса Oracle? Напомним, что корпорация уже несколько лет предлагает Oracle CRM On Demand, и теперь наряду с ним появится подобный же Fusion CRM Cloud Service. Вопрос этот далеко не частный, поскольку сходная конкуренция может иметь место и между “старыми” бизнес-приложениями (Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel) и новым поколением Fusion Applications, если и те и другие развертываются на площадке заказчика. В этом вопросе позиция Oracle остается неизменной — бессрочная поддержка и развитие “старых” приложений продолжится неопределенно долго. А значит, корпорации придется выделять немалые ресурсы для выпуска новых версий сразу двух семейств программных продуктов. Если же заказчик хочет сохранить свободу выбора между локальным и облачным вариантом развертывания бизнес-приложений Oracle, никакой альтернативы Fusion Applications у него нет. Инвариантность приложений Fusion Applications к модели их развертывания (облачной или on-premise) прокламируется Oracle как одно из главных их преимуществ перед конкурирующими продуктами (прежде всего, продуктами SAP). Более того, впервые на моей памяти Ларри Эллисон указал на определенную ущербность в этом отношении и собственных ERP-систем Oracle предыдущего поколения, добавив также, что они, как и приложения SAP, имеют каждая свой алгоритмический язык, а не стандартный Java, применяемый повсюду в Fusion Applications. Думается, это первые признаки того, что в линейке равных во всех отношениях бизнес-приложений корпорации на роль “более равного” со временем будет все больше выходить Fusion Applications.
Для управления облачной средой корпорация выпускает новую версию своего известного инструмента Oracle Enterprise Manager 12c, который наряду с традиционными функциями управления ИТ-инфраструктурой помогает осуществлять консолидацию ресурсов, проводить тестирование и мониторинг, учитывать использование ресурсов каждым заказчиком и осуществлять детальный биллинг. Oracle Enterprise Manager 12c позволяет управлять облачными ресурсами в физических и виртуальных средах, базирующихся как на архитектуре x86, так и на Sparc. Обратим внимание на еще одну важную перемену в брендах Oracle — появление в номере версии буквы “c”, указывающей на cloud (облако). Напомним, что в наименованиях продуктов Oracle эта буква меняется крайне редко и лишь в связи со сменой глобальных приоритетов. Когда-то “на трон взошла” “i”, символизирующая наступление эры Интернета, затем ее сменила g (Grid) и вот сегодня пришла пора облаков.
Так уж получилось, что Ларри Эллисон выступал на конференции буквально за несколько часов до кончины Стива Джобса. И поэтому одна из сказанных им вскользь фраз теперь воспринимается как своеобразный знак уважения к провидческим бизнес-идеям главы Apple. Аргументируя свою стратегическую линию на предоставление всего ИТ-стека из рук одного вендора, исполнительный директор Oracle напомнил аудитории о том, что Apple удалось построить очень удачную бизнес-модель, продавая инновационные аппаратные решения, ПО и услуги для массового потребителя, тесно взаимодействующие друг с другом. И вот теперь Oracle хочет добиться того же на рынке корпоративных систем.