Если идея создания национальной программной платформы, похоже, вполне естественный образом, скатывается к обсуждению варианта формирования некоторого Фонда алгоритмов и программ, то другой федеральный ИТ-проект, связанный с реализацией национальной облачной платформы (НОП), имеет достаточно четкие очертания и, судя по всему, весьма близок к воплощению в виде вполне конкретного программно-аппаратного комплекса “Ростелекома”. Именно такой вывод можно было сделать из выступления вице-президента “Ростелекома” по инновационному развитию Алексея Нащёкина на недавней конференции “Облачные вычисления. Практика и развитие” (начало темы см. здесь).
Как можно было понять из ранее появлявшейся в течение последних месяцев информации, “Ростелеком” еще в 2010 г. был определен единым оператором (разработка и эксплуатация) аппаратно-программно-сетевой инфраструктуры федерального проекта “электронное правительство” (ЭП), т. е. централизованным поставщиком всего комплекса облачных ИТ-услуг (IaaS, PaaS, IaaS) для органов госвласти всех уровней. Уже имея самую мощную в России телекоммуникационную сеть (как было сказано — единственную защищенную магистральную сеть в масштабе России), “Ростелеком” за последние годы создал также распределенную систему ЦОДов (семь дата-центров), охватывающих в целом территорию всех регионов. В каждом из вычислительных центров уже сейчас развернута виртуализированная базовая программная инфраструктура (IaaS), на которой формируется многоуровневый комплекс прикладных сервисов класса SaaS, включая типовые региональные компоненты системы ЭП и прикладные решения общего назначения от различных внешних вендоров (в том числе, например, Microsoft и “1С”).
Подводя промежуточные итоги проекта по созданию ЭП, Алексей Нащёкин, сообщил о разработке общей архитектуры системы и создании единых правил функционирования элементов инфраструктуры и электронного взаимодействия отдельных ИС. Уже к нынешней осени были введены в промышленную эксплуатацию основные компоненты федерального уровня, такие как Единый портал госуслуг (ЕПГУ), Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единый личный кабинет, единая система идентификации. По состоянию на конец сентября в ЕПГУ имелся доступ к 30 тыс. госуслуг, из которых свыше 300 выполнялись в электронном виде. К этому моменту на портале было уже зарегистрировано более 1 млн. граждан страны, а нагрузка перевалила за 7 млн. посещений в месяц. К СМЭВ было подключено более 70 федеральных органов исполнительной власти, а интенсивность обмена данными составила 150 тыс. запросов в сутки. Говоря об этом, представитель “Ростелекома” отметил, что уже реализованная инфраструктура СМЭВ может выдержать повышение этой нагрузки в 15 раз, а в случае необходимости может быть расширена.
“Ростелеком” быстрыми темпами развивает также собственную сеть центров продаж услуг и обслуживания клиентов: в 30 субъектах РФ установлено более 500 инфоматов, в регионах работает восемь центров выдачи электронно-цифровой подписи и 28 пунктов кодов активации. В ближайшее время обещано открытие еще 44 центров по всей стране. При этом было отмечено, но уровень реализации системы ЭП в регионах довольно неравномерен и в целом заметно отстает от федерального. В качестве причин такой ситуации были названы недостаточное финансирование, проблемы с обеспечением коммуникаций и не очень хорошее понимание проекта со стороны некоторых местных властей. Тем не менее по состоянию на сентябрь к СМЭВ уже было подключено 36 регионов, к концу года с ней будет работать более половины субъектов РФ.
И все же, говоря о важности уже созданных систем, в том числе СМЭВ, докладчик заметил, что это еще не облачная платформа. “Ростелеком” в настоящее время уже разработал и передал заказчику (Минкомсвязи) на утверждение концепцию создания НОП, которая, впрочем, уже реализуется в виде частных проектов. Говоря о технико-экономическом обосновании реализации НОП в масштабах страны, он привел в целом хорошо известные доводы: повышение надежности и безопасности функционирования масштабируемой инфраструктуры, уменьшение затрат на создание, модернизацию и сопровождение инфраструктурных решений и аппаратных комплексов за счет динамически выделяемых ресурсов, исключение дублирования разработок за счет использования типовых севисов, распространяемых по модели SaaS, сокращение времени развертывания и внедрения решений.
Отдельно было подчеркнуто, что создание НОП должно обеспечить прозрачность расходов на ИТ органов исполнительной власти всех уровней за счет использования стандартизированных сервисов с фиксированной стоимостью. Платформа должна также позволить выполнить масштабную информатизацию деятельности муниципалитетов на базе доступных сервисов и динамически предоставляемой инфраструктуры. Кроме того, НОП должна способствовать развитию нового рынка разработки и предоставления облачных сервисов. Согласно расчетам “Ростелекома”, переход на облачные технологии в масштабах всей страны позволит сократить суммарные правительственные затраты на инфраструктурные ресурсы в 30 раз и срок разработки и внедрения систем в эксплуатацию в пять раз.
Кстати, по мнению Алексея Нащёкина, именно перспектива сокращения ИТ-расходов является одной из важных причин сопротивления облачным идеям со стороны ИТ-менеджмента заказчиков: “ИТ-директора являются главными противниками облачных моделей”. Сопротивление есть и со стороны ИТ-бизнеса, точнее, той его части, которая занимается поставками в первую очередь аппаратных средств. Ведь внедрение облачных моделей должно привести к существенному изменению структуры рынка, в том числе снижению доли продаж техники и увеличению объема отечественной разработки ПО и предоставления аутсорсинговых услуг.
Представитель “Ростелекома” не стал раскрывать технические детали реализации НОП, отметив только, что в ней применены базовые технологии и решения ведущих мировых поставщиков (по нашим сведениям, в качестве слоя виртуализации используются в основном средства VMware, но также Microsoft и Parallels), а система управления и биллинга создавалась разработчиками “Ростелекома”. На прикладном уровне внедряется целый комплекс SaaS-сервисов, в том числе для медицины, ЖКХ, сферы образования и культуры, транспорта. Там же будут размещены деловые приложения общего назначения, в том числе для электронного документооборота, ERP, CRM, офисной работы (в том числе “1С:Предприятие” и Microsoft Office 365). Он высказал убеждение, что Минкомсвязи как заказчик проекта, получив от “Ростелекома” проект концепции НОП, проведет открытое ее обсуждение с участием ИТ-общественности.