Как это ни странно, но изменить представление (общественное мнение и даже мнение профессионального сообщества) рынка о компании — задача во многом более сложная, чем изменение самого бизнеса по существу. Во всяком случае, требующая порой намного больше времени, чем, скажем, расширение или обновление продуктовой линейки. Похоже, именно эта задача — коррекция своего рыночного имиджа — весьма серьезно стоит сегодня перед компанией SAP.
Ведь до сих пор в глазах значительной (а может быть, и большей) части ИТ-сообщества SAP воспринималась как сугубо ERP-игрок и чуть ли как вендор с единственным продуктом, который и сегодня часто по старинке именуют R3. В этом плане весьма характерно, что обсуждая анонсированные в сентябре планы SAP по развитию своей деятельности в России и СНГ, почти все наблюдатели для оценки доходов компании в нашей стране использовали данные IDC по рынку ERP. И когда в обсуждениях порой указывалось, что SAP — это далеко не только ERP, многие удивленно спрашивали: “А разве у них есть что-то еще?”.
На прошедшем в октябре в Москве Технологическом форуме компания SAP как раз наглядно показала, “что у нее есть еще”*, и представила общую картину своего технологического и продуктового развития. И в данном случае уточняющее название мероприятия — “Инновации на службе вашего бизнеса” — довольно точно отражает суть этой стратегии, так как речь шла о достаточно новых и для рынка, и для самой компании направлениях.
Представляя в визуальном виде технологическую стратегию компании, руководитель департамента бизнес-аналитики “SAP СНГ” Дмитрий Лисогор начал со схемы SAP Business Suite и в результате нарисовал структуру всего сегодняшнего программного портфеля SAP в виде многослойного комплекса. При этом он подчеркнул, что, имея сорокалетний опыт создания транзакционных систем, SAP уже сейчас готова предложить заказчикам инновационные продукты с учетом облачных тенденций развития ИТ, а именно платформу бизнес-аналитики, инструменты для создания мобильных приложений, средства высокопроизводительных вычислений в памяти, СУБД и аналитические хранилища, а также набор интеграционных и деловых решений в облачной реализации.
Именно с облачного направления началась дальнейшая детализация технологической стратегии SAP. Раскрывая эту тему, руководитель группы интеграционных и технологических решений “SAP СНГ” Константин Жуков дал определение облачным вычислениям в самой широкой его трактовке: “Любой ИТ-сервис, предоставляемый посредством сети и по запросу”, — ничего при этом не сказав о таких ключевых характеристиках облака, как масштабируемость, гибкость, самообслуживание и биллинг. Отметим также, что при рассмотрении облачных категорий (SaaS, PaaS, IaaS) в состав облачных инноваций был включен также и collocation-аутосорсинг (размещение техники заказчика на арендуемой площадке).
Впрочем, развитием сервисов класса IaaS компания заниматься в явном виде все же не собирается, ограничив пока свое присутствие развитием собственных средств управления виртуализированными и облачными средами, а также поставками своих прикладных решений в виде виртуальных аплаенсов.
А вот создание собственной PaaS-платформы входит в уже не очень отдаленные планы SAP; при этом было сказано, что она будет построена на NetWeaver следующего поколения и в ее основу лягут механизмы “вычислений в памяти”. Но в целом компания не намерена позиционировать свою систему как универсальную: она будет нацелена на поддержку бизнес-процессов (в том числе с использованием решений независимых разработчиков). И хотя основной задачей платформы является реализация сервисов on-demand (“по требованию”), она обязательно должна поддерживать оркестровку традиционных “онпремис-решений” (on-premise) и онлайновых сервисов.
Основной же акцент SAP конечно же делает на предоставление прикладных решений в виде SaaS-сервисов, которые рассматриваются как дополнение, но не замена онпремис-продуктов. Первый такой продукт — SAP Business ByDesign, предназначенный для решения ERP-задач предприятий среднего бизнеса, — компания представила еще четыре года назад и сейчас намерена расширять его продвижение на рынок. SAP StreamWorks (представлена в начале 2010 г.) — пример из другой области, это среда для совместной коллективной работы при реализации проектов. Что касается конкретных облачных дел в России, то в этом году SAP начала совместно с “Ай-Теко” и Yota проект по предоставлению в аренду мобильной аналитики в рамках программы SAP Subscription Hosting Program.
После приобретения в прошлом году компании Sybase ** SAP нарушила свой нейтралитет в отношении СУБД, довольно быстро обозначив, что намерена не просто обеспечить себе “СУБД-независимость” (а это очень важно в контексте растущего противостояния с Oracle), но занять достойное место на этом новом для себя рынке. Хотя SAP продолжает активно сотрудничать с ключевыми поставщиками СУБД (в том числе и с Oracle, но особенно — с IBM), ее представители уже открыто говорят об амбициозных намерениях в недалеком будущем стать “поставщиком СУБД номер два”. В реализации этих планов лежат как раз инновационные технологические подходы в области баз данных, которыми всегда отличалась Sybase и которые намерена активно развивать SAP.
Собственно для своего традиционного ERP-направления основную ставку компания делает на использование транзакционной СУБД Sybase ASE, при том что раньше она вообще ее не использовала: пилотные проекты по совместному применению SAP ERP и Sybase ASE были запущены весной 2011-го; этой осенью решение станет общедоступным на рынке. А инновационный прорыв на рынок уже сейчас реализуется с акцентом на решение аналитических и других сложных вычислительных задач (например, таких, как управление цепочками поставок) с помощью Sybase IQ (хранение данных по столбцам) и объявленной также в прошлом году собственной разработки SAP HANA (обработка данных в реальном времени в оперативной памяти, in-memory). Именно так представил стратегию деятельности компании в области СУБД директор по вопросам архитектуры и технологий центра компетенции SAP EMEA Карл-Хайнц Хоффман.
Детально стратегию SAP в области технологий in-memory рассмотрел в своём докладе руководитель направления бизнес-аналитики “SAP СНГ” Михаил Чиженко. В целом идея этих методов хорошо известна (рис. 2): вычисления в памяти; подобные средства позволяют, используя оперативную память сервера, обрабатывать огромные объемы данных в режиме реального времени и мгновенно выводить результаты транзакций и аналитику. Перемещение в локальную память источников информации и самих данных ускоряет процесс получения аналитики в сотни раз в сравнении с работой традиционных СУБД, позволяет использовать актуальные транзакционные данные в реальном времени, даёт углубленный доступ к детализированным данным.
Тут нужно сказать, что SAP HANA появилась, конечно, не на пустом месте: по сути это результат развития проекта, стартовавшего еще в 1999 г. в виде средства SAP Advanced Planner and Optimizer, реализованного тогда для решения задач управления цепочками поставок, а потом развившегося в SAP NetWeaver Enterprise Search (2004) и SAP NetWeaver BW Accelerator (2006). И реальное внедрение этих методов обработки требует серьезной трансформации всей прикладной программной инфраструктуры, в частности создания приложений нового типа, ориентированных именно работу в режиме in-memory. В представленном докладе было обозначено пять основных шагов на пути к такой трансформации. По мнению Михаила Чиженко, сейчас SAP, выпустив нынешней осенью SAP HANA 1.0 SP3, сделала уже третий шаг, решив задачу консолидации аналитики без необходимости использовать решение Business Warehouse. Впереди — еще два шага: создание приложений нового типа и их консолидация, когда все приложения (в том числе учетные системы и средства бизнес-аналитики) будут работать на основе данных, расположенных в памяти. В завершение было сказано, что сегодня уже восемьдесят клиентов в мире используют SAP HANA (в том числе в проектах по внедрению) м более тысячи компаний изучают это решение на предмет использования.
Новое для SAP направление — поддержка мобильных пользователей —развивается на базе приобретенных вместе с Sybase технологиями и средствами. Напомним, что по мнению аналитиков именно имеющиеся у Sybase наработки в области мобильного доступа (это как раз та инновационная “изюминка”, которая отличает положение Sybase среди поставщиков СУБД: компания занималась этим направлением с 1992 г.) стали главным побудительным мотивом для прошлогоднего приобретения. На нынешнем форуме портфель предложений SAP в этой области представил эксперт компании в области мобильных приложений Sybase Карлос Марин.
На сегодняшний день мобильная платформа SAP пока фактически представляет собой полученное от Sybase наследство, которое включает два основных компонента: Sybase Unwired Platform (SUP) — собственно системы, обеспечивающей связь мобильных пользователей с различным источниками данных и бизнес-приложениями, а также Afaria — средство централизованного управления мобильными системами. Кроме того, имеется инструмент разработки для SUP, реализованный на базе средства Eclipse. По оценкам SAP, применение такого комплекса может дать реальное снижение ИТ-затрат предприятию, если у него в мобильном варианте используется хотя бы три приложения или три разных типа мобильных устройств. В настоящее время SUP может работать с широким спектром мобильных устройств и ОС, включая iPhone и iRad RIM BlackBerry, Windows Mobile, Windows Phone, Symbian и Android. Число же поддерживаемых в SUP приложений — 43, из них самой SAP — 28. По классификации SAP, среди этих программ 22 относятся к категории Light (достаточно простых, например, поиск поставщиков), 18 — Enterprise (сложные деловые задачи), 3 — Consumer (для частных пользователей).
* Забегая вперед, надо сказать, что в неофициальных разговорах представители SAP говорят, что уже сейчас доля не-ERP в российском бизнесе компании составляет 35—40%, а в будущем она должна повышаться.
** Sybase продолжает работать на рынке как автономная компания под собственной торговой маркой.