Компания PTС подвела итоги 2011-го финансового года и поделилась планами развития бизнеса в России.
Оборот компании в мире вырос на 15,8% и достиг 1,17 млрд. долл.. “Год был успешным — нам удалось превысить докризисный уровень, — сказал Александр Тасев, генеральный директор PTC в России и СНГ. — Планируем к 2014 г. увеличить выручку на 35—40%”. Он возглавил российский офис PTC лишь недавно, но хорошо известен на отечественном рынке САПР, так как в 2005—2010 гг. руководил российским отделением компании Autodesk.
В нынешнем году в жизни PTC произошло важное событие — ребрендинг. Компания переименовала САПР Pro/Engineer в Creo и внесла в нее ряд серьезных изменений. “Главное в Creo — это модульность. Теперь инженеры могут использовать только те средства проектирования, которые им нужны, но при этом иметь полный доступ к платформе управления данными”, — объяснил Александр Тасев. Дело в том, что Creo (как и Pro/Engineer) тесно интегрирована с системой управления инженерными данными Windchill. По словам г-на Тасева, продажи этого продукта растут быстрее остальных, так как помимо промышленных предприятий его могут использовать компании других отраслей, которым требуются оперативный доступ к корпоративным данным и поддержка коллективной работы. Это позволяет PTC выйти за пределы своего традиционного рынка. Так, в 2011 г. заметное место в ее обороте заняли новые отрасли — розничная торговля (8%), биотехнологии (11%). Расширение охвата — актуальная тенденция в области САПР/PLM. На Западе рынок САПР уже достиг насыщения, и ведущие поставщики стараются найти новые направления роста.
Но в России PTC фокусируется на промышленной индустрии, так как считает, что в нашей стране до насыщения еще далеко. Такая стратегия приносит плоды. Так, оборот PTC в России и СНГ вырос по сравнению с 2010-м более чем на 50%, а число новых заказчиков — на 35%. Самым успешным был последний квартал, в течение которого удалось удвоить выручку. При этом в России были заключены пять из десяти самых крупных непрямых сделок в Европе. Заказчики пока не раскрываются. Известно лишь, что они из аэрокосмической, радиоэлектронной, судостроительной, оборонной и электроэнергетической отраслей.
Александр Тасев отметил, что рост продаж Creo составил 80%. Но, по его словам, многие продолжают использовать Pro/Engineer, а на Creo переходят в случае новых проектов. Он также упомянул успех нового для российского рынка продукта Quality Solutions, созданного на базе системы компании Relex, приобретенной пару лет назад. Это решение предназначено для управления качеством изделий и пользуется спросом в тяжелом машиностроении и аэрокосмической отрасли.
Рассказывая о стратегии PTC в России, Александр Тасев остановился на проблемах нашего машиностроения. “Национальными особенностями являются низкое качество продукции и дорогая цена. С такими характеристиками трудно завоевать мировой рынок, — убежден он. — Но эту проблему можно решить”. Нужна единая информационная среда, которая позволит предприятию управлять всей своей деятельностью, предоставляя сотрудникам, партнерам и клиентам доступ к информации о продукции. “Главное — это обеспечить доступ к информации, контроль и взаимодействие в процессе работы”, — считает он.
Данная идея не нова. Для ее реализации предназначена технология PLM, которую уже десять лет продвигают ведущие игроки этого рынка. Но массовое ее распространение сдерживается сложностью внедрения, которая заключается в том, что помимо установки софта необходимо проводить серьезные организационные изменения, позволяющие связать воедино проектирование и производство для повышения эффективности работы. “Основная проблема в том, что в России многие предприятия до сих пор работают так, как было принято в советские времена. Но мир изменился, и им тоже надо меняться, а это — трудно”, — констатировал Александр Тасев.
По его словам, задача PTC — утвердить технологию PLM а качестве стратегического инструмента для отечественного машиностроения. Для этого компания собирается расширить территориальный охват. Сейчас у нее два офиса — в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшее время планируется открыть офис на Урале или хотя бы обзавестись там представителем.
Перемены коснутся и партнерской сети. В России у PTC девять партнеров, и по одному на Украине и в Белоруссии. По словам Александра Тасева, большие инвестиции будут направлены на то, чтобы помочь партнерам развивать бизнес в регионах. “Если они туда не пойдут, мы будем привлекать новых партнеров для расширения охвата”, — сказал он.
Планируется усовершенствование структуры сети. “Возможно, будет деление партнеров по продуктам и компетенции, — сообщил Александр Тасев. — Мы собираемся в следующем году создать два уровня квалификации по PLM. Тогда партнеры с более высоким уровнем получат преимущества при работе с клиентами, выдвигающими высокие требования”.
В работе московского офиса прошла реорганизация. “Раньше фокус был направлен на продажи через партнеров, а теперь будем уделять больше внимания работе с заказчиками, хотя напрямую продавать по-прежнему не будем. Собираемся поддерживать заказчиков на местах, чтобы лучше понимать их потребности и доносить до них преимущества PLM”, — объяснил Александр Тасев.
Инвестиции направлены и на локализацию продуктов. Уже идет русификация Creo, а также адаптация системы под российские стандарты, такие как оформление чертежей, поддержка нормативов и производственных процессов. В целом продукты PTC сейчас локализованы на 80—90%. “Мы решаем вопрос адаптации двумя способами: включаем в стандартную поставку и даем возможность настройки в процессе внедрения. Если речь идет о чертежах, то здесь нет особых проблем. Сложнее дело обстоит с адаптацией производственных процессов. Для этого партнеры применяют свои готовые шаблоны, которые быстро внедряются. Но самый удачный случай — когда удается убедить клиента пересмотреть свои процессы и перейти на те, которые рекомендует PTC. Это непросто, но тогда они получают большое преимущество”, — сказал Александр Тасев.
Для продвижения идей PLM среди профессионалов компания PTC уделяет внимание обучению. “Мы фокусируемся на вузах, но с недавних пор стали работать со школами, чтобы повысить интерес к инженерным профессиям”, — заявил Александр Тасев. Вместе с партнерами компания открыла центры компетенции в Москве (при Бауманском институте), в Санкт-Перетбурге (при университете ЛЭТИ) и в Харькове (при Харьковском государственном университете). В этом году PTC расширила академическую программу, добавив в нее бесплатное обучение преподавателей.
Компания надеется, что эти шаги позволят ей значительно увеличить бизнес в нашей стране. “Рынок САПР в России уже довольно насыщен, а рынок PLM — непаханое поле, — считает Александр Тасев. — Но потребности машиностроения очень велики”.