Несмотря на общемировой кризис, падения рынка рекламы не ощущается и в ближайшей перспективе не предвидится. По крайней мере, по последним данным агентства ZenithOptimedia (группа VivaKi), общемировые расходы на рекламу в 2011 г. вырастут на 3,6% по сравнению с прошлым годом; российский же рынок в этом году покажет 22%-ный рост, в следующем году динамика роста российского рынка немного снизится — до 18%.
По прогнозу PQ Media, ожидается, что мировой рынок рекламы в текущем году покажет рост в 4,1% и достигнет 471 млрд. долл., а в следующем году с учетом проведения Лондонской Олимпиады и Чемпионата Европы по футболу его ожидаемый рост составит уже 5,9%. При этом эксперты полагают, что привычная нам внешняя реклама будет заменяться цифровой значительно быстрее. Так, к концу этого десятилетия ожидается, что девять из 10 рекламных стоек в публичных местах (транспорт, кафе, бары, стадионы и т. п.) станут цифровыми — DOOH (Digital-out-of-Home) AD; в нынешнем году ожидаемый мировой рост сегмента DOOH AD составит 16,9%.
В России, по данным того же источника, в ближайшие пять лет также прогнозируется резкий рост объема рынка цифровой рекламы, но, конечно, значительно скромнее: в 2011 г. — 249 млн. долл., а в 2015-м —- уже 670 против 201 млн. долл. в 2005 г.
По данным ZenithOptimedia, цифровая внешняя реклама имеет тенденцию к замещению рекламы из четырех основных сегментов: ТВ, кино, Интернет, наружная реклама.
Компания NEC Displays, учитывая эти тенденции, разработала и вывела на рынок новое решение для рекламной отрасли VUKUNET/ADVUKU. О его особенностях и перспективах продвижения, в том числе на российский рынок, рассказал менеджер NEC Displays по решениям для рекламной индустрии VUKUNET/ADVUKU Дирк Хюльсман.
Платформа VUKUNET ориентирована на владельцев многочисленных сетей (в том числе нестандартизованных), используемых для передачи рекламы на мониторы, установленные в публичных местах, — DOOH AD. Он пояснил, что VUKUNET позволяет автоматизировать процессы размещения рекламы на дисплеях путем передачи ее (сразу после заключения контракта) в реальном времени по локальным сетям на дисплей, установленный в нужном месте в соответствии с заявленным графиком (расписанием), расчета стоимости ее показа и исполнения биллинговых платежей рекламодателей с отчислением комиссионных на счет владельца (оператора сети) и предоставления отчета, подтверждающего эффективность проведенной рекламной кампании. При этом VUKUNET можно рассматривать как средство автоматизации для проведения эффективной рекламной кампании, обеспечивающее сокращение операционных расходов и увеличение прозрачности процесса.
Платформа VUKUNET, по словам г-на Хюльсмана, совместима с любой системой CMS (Content Management Software — ПО для управления контентом), обеспечивая поддержку любых требований DOOH AD системы, используемой в любых сетях заказчика.
Он сказал, что на разработку платформы VUKUNET, начавшуюся три года назад, NEC Displays затратила один год, затем два года ушло на ее продвижение на рекламном рынке США. В настоящее время, по его словам, VUKUNET используется в 2000 американских сетях.
Накопив опыт в США и отработав бизнес-модель, в NEC Displays приняли решение о внедрении этой платформы в рекламную индустрию Западной Европы, а затем и на российский рынок. Первыми странами, с которыми уже ведется работа по локализации продукта с последующим внедрением в I кв. будущего года, по его словам, станут Англия и Германия, “в которых рекламный бизнес DOOH AD развит наиболее значимо”. “Вслед за этими странами NEC в будущем году намерена (после локализации продукта) приступить к освоению огромного российского рынка рекламы”, — добавил он.
Дирк Хюльсман отметил, что VUKUNET представляет собой первую в мире сетевую платформу для управления цифровой внешней рекламой, которая была создана в сотрудничестве с одной из ведущих софтверных компаний — партнером Microsoft по разработке ПО при участии ведущих медиа-агентств США.
По словам г-н Хюльсмана, бизнес-модель, по которой намерена работать NEC на европейском и российском рынках, базируется на договорных комиссионных от рекламы, которые не будут превышать 9%, причем только при коммерческом использовании VUKUNET. Подписка (контракт) на этот сервис планируется бесплатной. Оплата комиссионных будет осуществляться через оператора сети.
Директор по продажам NEC Displays в России и странах СНГ Дитмар Салевски более осторожен в оценке сроков внедрения платформы VUKUNET в России. Он подтвердил, что VUKUNET представляет собой законченное и апробированное в США решение, которое с технической точки зрения готово к реализации. Однако, по его мнению, на данный момент наша страна еще не готова к внедрению подобного продукта, причем дело не только в технических проблемах, таких как локализация, адаптация к местным условиям, которые разрешимы в короткие сроки, а главным образом — в организационных и правовых. Одной из ключевых проблем, которая стоит на повестке дня, является правовая: например, как обеспечить уплату налогов на рекламный бизнес, организованный в сетях, и т. п. Кроме того, поскольку VUKUNET представляет собой сетевое решение, то перед тем как приступить к его продвижению, следует решить ряд вопросов, связанных с обеспечением защиты от возможного проникновения в сети хакеров, вирусов и т. п.
Вместе с тем Дитмар Салевски сказал, что уже ведется работа в этом направлении с потенциальными российскими клиентами. На первом этапе, по его словам, платформу VUKUNET планируется запустить у крупных заказчиков, работающих с DOOH-рекламой на российском рынке, с тем чтобы продемонстрировать эффективность решения и доходность бизнеса.
При этом он отметил, что сегодня в нашей стране рекламный DS (Digital Signage) бизнес ведется крайне неэффективно — рекламный контент на мониторы подается без учета данных клиента. Такой контент, подчеркнул г-н Салевски, должен возникать на дисплее в нужном месте (транспорт, магазин и т. п.) и для нужного клиента — с учетом пола, возраста и даже настроения потенциального покупателя. Только в этом случае, считает он, можно рассчитывать на эффективность рекламы. Например, если в обувном магазине перед дамой возникнет пара новой обуви, соответствующая ее возрасту, облику, настроению и по сезону, то с большой вероятностью можно рассчитывать на то, что ее привлечет этот товар и она купит его. Сегодня уже есть подобные системы распознавания облика и настроения клиента — по полу, внешнему виду, улыбке, глазам и пр.