В начале ноября расположенный во Владивостоке Дальневосточный филиал “Ростелекома” ввел в коммерческую эксплуатацию мобильный центр обработки данных (МЦОД), построенный на основе решения корпорации IBM. Он состоит из трех стандартных сорокофутовых морских контейнеров, в одном из которых установлены 15 стандартных 19-дюймовых стоек с серверами IBM и Sun Oracle, а два других контейнера занимает оборудование инженерной системы (кондиционирования, бесперебойного электропитания, пожаротушения и мониторинга параметров инфраструктуры МЦОДа).
Всего в этот проект “Ростелеком” вложил около 110 млн. руб. Как заявил системный интегратор “Энвижн Групп”, выступавший в роли подрядчика проекта, строительство стационарного ЦОДа обошлось бы заказчику не менее чем в 300 млн. руб. Кроме того, “Ростелеком” надеется, что мобильный ЦОД позволит ему сэкономить и на обслуживании оборудования за счет модульности.
По словам Игоря Лейпи, заместителя генерального директора по региональному развитию “Энвижн Груп”, в ходе реализации проекта пришлось решить ряд серьезных проблем, из-за чего его выполнение заняло более одного года, что примерно соответствует минимальным срокам строительства стационарного ЦОДа. Любопытно, что Андрей Балаценко, директор Дальневосточного филиала “Ростелеком”, не рассматривает новый МЦОД как мобильный, поскольку компания не планирует его перемещение на другую площадку, и предпочитает расшифровывать эту аббревиатуру как модульный центр обработки данных. К тому же по оценкам “Ростелекома”, перемещение контейнеров МЦОДа на другую площадку (если в этом всё-таки возникнет необходимость) займет не менее одного месяца.
Как утверждает “Ростелеком”, компания стала первым российским заказчиком, купившим МЦОД у IBM. Стоит напомнить, что IBM начала продвижение своих контейнерных ЦОДов еще в середине 2008 г., но, по-видимому, пока продажи этого решения идут не так активно, как планировалось. Например, по сообщению Игоря Лейпи, к моменту начала проекта в “Ростелекоме” (т. е. в конце 2010 г.) IBM поставила по всему миру около 80 МЦОДов. Впрочем, и другие западные вендоры также не могут похвастаться большим спросом на свои мобильные ЦОДы в России. В сентябре представители Hewlett-Packard признали, что за три года им удалось продать в нашей стране только один Performance-Optimized Data Center (POD). Хотя ряд крупных российских заказчиков проявляют большой интерес к мобильным ЦОДам, для большинства из них сдерживающим фактором остается высокая цена на эти решения.