В ряду образовательных дисциплин ИТ-обучение занимает особое место. С одной стороны, информационные технологии очень быстро развиваются, поэтому людям нужно постоянно обновлять знания, а с другой — ИТ сами по себе способствуют улучшению образования, так как позволяют реализовать новые подходы и методы, о которых раньше можно было только мечтать. Но, как и во всякой стремительно меняющейся области, здесь не обходится без проблем. Об этих и других вопросах шла речь на первой российской конференции “АЙТИ-Кадры”, посвященной авторизованному обучению в России.
“Сейчас корпоративный сегмент рынка ИТ-обучения чувствует себя уверенно, хотя в кризис сильно просел. Видя такой интерес, мы решили провести конференцию, поскольку в нашей стране нет специального мероприятия по авторизованному обучению”, — объяснил Игорь Морозов, ректор “Академии АйТи”. Судя по количеству участников, а их собралось более 250 человек, эта тема интересует специалистов.
Роль сертификации
ИТ быстро эволюционируют, развиваются облачные технологии, расширяются возможности взаимодействия между людьми и повышения производительности труда. “Но чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимы специальные навыки”, — сказал Лутц Зиоб, генеральный директор Microsoft Learning.
Есть несколько способов приобретения таких знаний. Один из них — пройти подготовку по авторизованному курсу вендора и, сдав экзамен, получить сертификат. Такие программы продвигают все крупные ИТ-производители, и судя по всему, они пользуются спросом. По словам Лутца Зиоба, Microsoft запустила программу обучения в 1992 г., и за это время сертификаты получили более пяти миллионов человек.
Знания информационных технологий нужны не только ИТ-специалистам, но и многим другим профессионалам. Лутц Зиоб привел данные аналитической компании IDC, согласного которым сегодня около 50% профессий требует ИТ-навыков, а через десять лет этот показатель вырастет до 77%. Более того, из всех профессий, которые есть сейчас, через десять лет останется примерно половина, и именно ИТ представляют собой тот рычаг, который радикально изменит сферу трудоустройства и работы.
Лутц Зиоб считает, что авторизованное обучение востребовано, потому что сертификаты являются надежным свидетельством знаний и навыков и поэтому ценятся при найме на работу, а также учитываются при повышении в должности. Это мнение подтвердил Глеб Лебедев, руководитель службы исследований компании HeadHunter: “Наше исследование рынка труда показало, что каждый год все больше вакансий включают пожелание наличия сертификата, особенно для молодых ИТ-специалистов. А поскольку при подборе кадров на первом месте стоит проблема оценки квалификации, мы прогнозируем, что сертификаты будут требоваться все чаще”.
В самом деле, сильная сторона сертификатов в том, что они дают возможность понять, какую квалификацию имеет человек, т. е. являются стандартом для оценки знаний и опыта, а это особенно важно, когда речь идет о массовом обучении. Чтобы знания соответствовали актуальным потребностям рынка, вендоры постоянно обновляют программы. “Когда унифицируется подготовка огромного количества специалистов, обучение бывает оторвано от реальности. Перед ИТ-производителями стоит сложная задача сделать подготовку такой, чтобы после учебы человек действительно разбирался в технологии, — сказал Игорь Морозов. — Для повышения качества обучения вендоры сейчас пересматривают уровни сертификации, содержание курсов и обновляют тесты”.
К примеру, в этом году Microsoft и Cisco внесли изменения в свои партнерские программы, в том числе и по обучению, а Autodesk расширила образовательную программу. По словам Алексея Андреева, руководителя направления “Авторизованные учебные и сертификационные центры” Autodesk в России и СНГ, раньше в нашей стране была доступна только пользовательская сертификация, а со следующего года сертификаты смогут получать и ИТ-профессионалы, будет развиваться программа для разработчиков и программа для университетов. “Мы хотим построить экосистему, которая включит в себя обучение, учебные материалы и сертификацию, — сказал Алексей Андреев. — Поэтому сейчас ведем переговоры с учебными центрами, в частности с «Академией АйТи»”.
Новые формы обучения
Второе важное изменение в области ИТ-обучения связано с тем, что формат авторизованного обучения в аудитории перестает быть единственным. “Мы находимся в переходном периоде. Сейчас все вендоры хотят повысить доступность знаний. Появляются новые формы: eLearning, смешанное обучение, много вариантов для самоподготовки”, — отметил Игорь Морозов. Гибкость становится одним из важнейших факторов повышения доступности ИТ-обучения, так как, судя по сообщениям на конференции, сейчас основным препятствием является стоимость не самих курсов, а того рабочего времени, которое профессионал тратит на образование.
В качестве примера нового подхода Игорь Морозов привел обучение с гибким графиком: “У нас есть идея предоставить людям возможность купить нужное количество часов в нужное время и в нужном формате. Это позволит привязать обучение к личному графику человека. Он сможет изучать материал самостоятельно, но при этом взаимодействовать с преподавателем”.
Microsoft также продвигает новую форму обучения, сочетающую электронный формат и общение с преподавателем. “Если хотите узнать, как это работает, можете ознакомиться с серией учебных виртуальных курсов Microsoft Jump Start. Такие курсы проводятся вживую в качестве интерактивной сессии. При этом они записываются, и последующие участники могут их смотреть, но уже пассивно, — сказал Лутц Зиоб. — Мы ожидаем, что российские партнеры по обучению начнут внедрять такую форму и сделают эти курсы доступными на русском языке”.
Широкий кругозор
Сертификация является свидетельством профессиональных знаний, но для ИТ-специалиста этого мало. Выступавшие на конференции ИТ-директора и другие представители компаний подчеркивали, что подготовка не исчерпывается одними лишь профессиональными знаниями. Айтишник должен обладать и другими навыками: знать отрасли, в которой работает его компания, уметь взаимодействовать с людьми и иметь компетенции в управлении, если он стремится к руководящей должности. “Очень важна позиция самого человека, он должен хотеть учиться, — подчеркнула Марина Аншина, директор по стандартам компании “1С”. — Но многое зависит и от отношения к ИТ в компании. Я считаю, что сотрудников надо обязательно учить, и всегда этого добиваюсь”. По ее мнению, система обучения должна включать несколько уровней, начиная со знаний в сфере технологий, затем в функциональной области, потом о проектах и процессах и, наконец, в области оперативного управления и стратегического планирования: “Но если на нижних уровнях еще как-то учат, то на остальных — практически никогда. Чтобы восполнить этот пробел, мы недавно провели ситуационный тренинг для ИТ-специалистов и получили прекрасный результат”.
О важности мотивации сотрудников к обучению свидетельствует и опыт Microsoft, поскольку компания уделяет большое внимание повышению квалификации своего персонала. По словам Александра Марковича, ИТ-директора Microsoft по России, Украине и Белоруссии, у каждого сотрудника свой план повышения квалификации: “Рабочее время людей стоит дорого, поэтому мы стараемся повышать доступность и гибкость обучения, используя различные каналы доставки знаний, включая веб-контент, демонстрации в PowerPoint, видеоматериалы. Но это не отменяет живого общения с преподавателями в ходе презентаций и выполнения лабораторных работ в аудитории. И хотя эффективность тренинга без отрыва от работы ниже, чем у очного обучения, зато это гораздо дешевле”.
Тем не менее любые тренинги требуют инвестиций. Как определить отдачу от вложенных средств? В Microsoft для оценки эффективности используют обратную связь с пользователями. “Чтобы понять, насколько обучение помогает в работе, мы проводим опросы и узнаем, какую экономию рабочего времени оно дало”.
Такой же метод оценки эффективности использует и IBS, причем помимо сбора отзывов самих участников проводится и опрос их руководителей, чтобы узнать, заметили ли они изменения к лучшему.
Но мало предложить людям возможность обучения, надо еще их мотивировать. “У нас нет обязательного обучения, как в Microsoft, — сказала Наталья Ечкалова, директор центра корпоративного обучения IBS. — Сотрудники должны расти в профессионализме, но проектная деятельность так их затягивает, что им трудно оторваться от работы для тренинга”. Чтобы привлечь к обучению руководителей проектов, применяются различные методы, в частности приглашаются персоны, мнение которых играет важную роль для сотрудников. “Например, заместитель директора за круглым столом объясняет цели обучения, и руководители проектов с удовольствием посещают такие мероприятия, — объяснила Наталья Ечкалова. — Кроме того, мы вовлекаем менеджеров проектов в работу по улучшению управления проектами и параллельно даем им полезный опыт из-за рубежа или из смежных областей”.
Таким образом, конференция показала, что сейчас идет активный поиск новых методов ИТ-обучения, которые позволят повысить доступность знаний за счет использования последних достижений в ИТ.