Подведены результаты исследования российского рынка Business Process Management (BPM), проведенного совместно компаниями Software AG и “IDC Россия”. В его рамках было опрошено 132 компании, из которых 81% — очень крупные организации со штатом более тысячи сотрудников. Подавляющее большинство участников представляли регионы России (91%). Итогом исследования стало ранжирование отечественных предприятий по уровню зрелости в отношении процессного подхода к корпоративному управлению.
Указанный уровень зрелости характеризовался двумя факторами — коэффициентом проникновения и коэффициентом эффективности. Первый из них зависел от таких показателей, как глубина описания бизнес-процессов, наличие подразделения, отвечающего за их оптимизацию, утверждение назначенных владельцев процессов, поддержка процедур управления и оптимизации и т. д. Второй отражал сокращение времени выполнения процессов, повышение их эффективности и качества.
Как показало исследование, почти в каждой четвертой отечественной компании описаны все процессы, а в 60% — ключевые процессы. Передовыми в этом отношении оказались нефтегазовая отрасль, производство товаров народного потребления и торговли, а отстающими — транспорт и логистика, госсектор, энергетика и ЖКХ. В 47% компаний бизнес-процессы прописаны до уровня взаимодействия подразделений, а еще 47% довели их до уровня взаимодействия исполнителей. В 55% организаций до сих пор нет отдельного подразделения, отвечающего за описание и оптимизацию бизнес-процессов. Лишь в трети компаний имеются выделенные владельцы процессов, а в 59% эту роль “по долгу службы” исполняют руководители функциональных подразделений. В 41% предприятий поддерживается полный цикл управления структурой бизнес-процессов: моделирование-внедрение-контроль-анализ. Еще 18% управляют несколькими пилотными процессами. Подавляющее большинство компаний (81%) не имеют четкого графика корректировки бизнес-процессов, меняя их по мере необходимости. Исключение составляют операторы связи, регулярно модифицирующие бизнес-процессы раз в год и даже раз в месяц (по 20% соответственно).
В качестве основного результата внедрения процессного управления более половины (52%) респондентов отметили сокращение времени исполнения процессов и еще почти половина (48%) — повышение их качества. При этом сокращение времени чаще других отмечали транспортные компании, а улучшение качества — государственные организации. Уменьшение издержек было зафиксировано в основном торговыми и транспортными компаниями, а также производителями товаров народного потребления. Полное отсутствие эффекта отметили в десятой части организаций, но в два раза чаще других об этом заявляли энергетики и связисты.
В своеобразном “квадранте процессной зрелости”, построенном на осях проникновения и эффективности, предприятия различных отраслей расположились, в основном, довольно кучно. На их фоне выделяется явный лидер (торговля) и два аутсайдера. Один из них (энергетика и ЖКХ) имеет близкий к остальным уровень проникновения процессного управления, но существенно более низкую его эффективность. Второй (транспорт и логистика) отстает по обоим параметрам. Основными препятствиями на пути внедрения BPM большинство респондентов считает отсутствие выделяемых на это финансовых средств и сопротивление персонала.