Сочетание быстрого соединения с Интернетом, виртуализации и значительного опыта управляемого хостинга равнозначно услуге типа “инфраструктура как сервис” (Infrastructure as a Service, IaaS). В данной модели коммунальных вычислений компьютинг, хранение и экземпляры виртуальных машин доступны сразу после уведомления и оплачиваются в соответствии с объемом потребления.
Дедушкой IaaS был продукт Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), установивший де-факто многие стандарты использования уже готовых компьютерных ресурсов по запросу. В частности, растет популярность API-интерфейсов при развертывании ресурсов публичных облаков с помощью Amazon EC2 и при управлении ими.
В то же время на рынок выходит множество провайдеров IaaS, различающихся уровнем обслуживания, платформой гипервизора, возможностями управления и другими дополнительными сервисами. Рост количества различных вариантов означает, что ИТ-менеджерам средних и крупных предприятий следует учитывать не только затраты на компьютинг, но и соглашение об уровне обслуживания, уровни сервиса и техническую совместимость с теми инструментами виртуализации, которые они применяют на собственной площадке.
По итогам бесед с производителями и их клиентами становится ясно, что рынок IaaS вступает в фазу, на которой в роли покупателей в основном выступают первопроходцы. Так что если ваша компания изучала IaaS, но не сделала решительного шага, то вы далеко не одиноки.
Когда ИТ-менеджеры рассматривают возможность использования IaaS в качестве стратегической платформы, на которой разрабатываются и развертываются приложения, следует уделить внимание ряду технических факторов. Например, какую платформу гипервизора предлагает провайдер? Для предоставления многих дополнительных услуг используется платформа виртуализации VMware vSphere. Иногда предлагают Xen с открытым исходным кодом, виртуализацию на уровне ядра (kernel virtualization mode, KVM) корпорации Red Hat и другие варианты.
В любом случае возникает вопрос, как сервис-провайдер управляет виртуальными машинами и решаемыми с их помощью задачами. Какие имеются варианты хранения? Как ИТ-специалистам получить доступ к вышедшим из строя системам?
Имеются и смежные вопросы, из которых одни носят технический характер, другие нет. В них тоже необходимо разобраться. Как измеряется уровень обслуживания и какие шаги предпринимаются для обеспечения быстрого восстановления работоспособности при неожиданном сбое? Какие инструменты управления будут работать в среде IaaS? Можно ли использовать традиционные хостовые сервисы в сочетании с IaaS?
Какие имеются способы управления затратами? Каковы планы провайдера IaaS относительно восстановления после катастроф? Как можно получить доступ к приложениям в случае прекращения обслуживания? Какими будут последствия для конфиденциальных данных и данных, регулируемых нормативными актами, при их шифровании, случайной утрате и судебных действиях в случае поиска и изучения информации, которая используется или хранится вне прямого контроля вашего предприятия?
Если часть функций ЦОДа компании будет передана провайдеру IaaS, то ИТ-подразделение станет чем-то вроде слона в офисе. Понятно, что широкое использование аутсорсинга уменьшит потребность в сотрудниках, занимающихся прокладкой кабелей и обслуживанием серверных стоек. Однако в связи с переносом некоторых задач в облако количество экспертов по различным вопросам — от хранения и сетей до системного администрирования и обеспечения безопасности — также должно уменьшиться.
Сокращение расходов и конкурентное преимущество
По мнению провайдера ИТ-сервисов корпорации Terremark, предприятия, уже передавшие ИТ на аутсорсинг, и особенно те компании, которые широко используют виртуализацию на собственной площадке, наиболее подготовлены к переходу на IaaS.
Джон Ингейтс, главный технолог компании Rackspace, сказал: “IaaS, будучи продуктом, предоставляемым по запросу и оплачиваемым пропорционально масштабам его использования, переводит компанию в облако с теми приложениями, которые у нее сегодня имеются. Это заставляет предприятия двигаться в направлении облачной архитектуры в порядке перехода к использованию услуги “платформа как сервис” [platform as a service, PaaS]”.
Вернувшись на шаг назад, мы видим, что виртуализация серверов в собственных ЦОДах компаний обеспечила колоссальный рост их производительности при работе с приложениями для x86-архитектуры. IaaS — это следующий шаг в том же направлении. Оборудование, необходимое для решения новых мобильных задач с помощью виртуализации, можно сосредоточить у сервис-провайдера, избавив компанию от текущих расходов на содержание частного ЦОДа.
Помимо избавления от затрат, связанных с оборудованием, конфигурированием и обслуживанием сети, систем хранения, защиты и платформы гипервизора, IaaS устанавливает стандарт быстрого предоставления сред разработки и тестирования.
Провайдеры API-интерфейсов и обслуживания по запросам пользователей (Customer Requirements Service) чаще всего используют API для того, чтобы обеспечить клиентам настройку выполняемых в публичном облаке задач и управления ими. Интерфейс Amazon EC2 превратился в стандарт де-факто. Несмотря на это, крупные и мелкие облачные провайдеры предоставляют доступ к управляемым системам через собственные API.
По словам Ингейтса из Rackspace, открытая платформа облачных вычислений OpenStack заручилась поддержкой Джорджа Вильямса, ныне занимающего в их компании должность главного архитектора. Разработанный в результате API-интерфейс Rackspace Cloud Files и другие становятся самостоятельными стандартами.
ИТ-менеджерам следует не только знать, как используются API-интерфейсы в публичных облаках, но и знакомиться с той работой, которую в июне 2011 г. проделала организация Open Data Center Alliance (ODCA). Эта группа пользователей выпустила восемь наборов требований клиентов, составляющих модель использования открытого ЦОДа.
В начале ноября ODCA и созданная производителями группа Distributed Management Task Force (DMTF) объявили о соглашении о сотрудничестве с целью ускорить разработку отраслевого стандарта управления облачными средами. Заслугой DMTF является упрощение рутинных операций ИТ-менеджеров. Совместными усилиями две организации надеются облегчить жизнь ИТ-менеджерам, переходящим на IaaS.