В 2010 г. началось возрождение рынка ГИС, как в мире, так и в России. В этом году поступательное развитие рынка продолжилось. Об общих тенденциях и наиболее важных событиях научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказал Алексей Ушаков, генеральный директор компании DATA+, представляющей интересы консалтингового бизнеса компании Esri на территории России и СНГ.
PC Week: Какая сейчас ситуация на геоинформационном рынке России? Как на нем отразился кризис? Удалось ли вернуться на докризисные объемы?
Алексей Ушаков: Мне кажется, что рынок ГИС так до конца и не восстановился после кризиса. Знаковое событие этого и прошлого годов — работа поставщиков ГИС с крупными системными интеграторами, российскими и зарубежными. Они осознали востребованность ГИС, но создавать такие подразделения у себя им сложно, проще обратиться к специалистам. Это говорит о росте спроса на пространственные данные со стороны заказчиков.
PC Week: Какие отрасли являются основным двигателем спроса на ГИС?
А. У.: Основным двигателем спроса всегда был крупный бизнес, особенно нефтегазовый комплекс. Но в последнее время активизировался государственный сектор. Здесь есть однозначный лидер — Росреестр, который лидирует и по объемам, и по масштабам, так как эта организация является держателем и правообладателем цифровых топографических карт, составляющих основу любой ГИС любого ведомства. Кроме того, у Росреестра имеются кадастровые карты, тоже представляющие интерес для многих организаций. В настоящее время Росреестр предоставляет веб-сервис доступа к цифровым топографическим картам, и этим сервисом с удовольствием пользуются простые граждане и различные организации — и МЧС, и ГИБДД, и МВД. Ведь подготовка цифровых карт и их обновление— непрофильная деятельность для этих ведомств. Делать это должен кто-то один, в данном случае — Росреестр, а потом передавать карты и сервисы госорганам бесплатно, а коммерческим структурам за деньги. А раньше все это все делали сами, хотя даже для РАО РЖД и Газпрома это очень накладно.
Большой интерес к ГИС возник в этом году у компаний электроэнергетики. По сути, это отложенный спрос. В течение длительного времени происходила реструктуризация отрасли. И только в этом году на первый план вышла задача повышения эффективности производства, для чего и возникла потребность во внедрении ГИС.
PC Week: Как развивается портал Росреестра?
А. У.: Этот проект длится почти два года, портал уже работает, но еще не все закончено. Размещены дынные по двум третям субъектов России, но скоро будут опубликованы данные на всю территорию. Мы берем кадастровые данные из разных областей и аккумулируем их на едином портале. Это сложная задача, требующая много сил и времени. Ведь приходится сводить кадастровые данные, которые находятся в 50 тыс. местных систем координат.
PC Week: Какие другие важные ГИС-проекты сейчас выполняются в госсекторе?
А. У.: В МЧС года три назад началось внедрение единой ведомственной геоинформационной системы. Проект начался с оснащения Национального центра управления в кризисных ситуациях, потом такие ситуационные центры стали создаваться во всех федеральных округах, а затем и в субъектах федерации. В них аккумулируется вся информация, которая нужна МЧС для реагирования в кризисных ситуациях. Основу составляет базовая карта и большое число тематических слоев, содержащих данные по особо важным объектам — больницам, школам, детским садам, силам и средствам МЧС. Основной системный интегратор — компания “Высокие технологии и стратегические системы”, но мы тоже в нем участвуем.
В этом году появился запрос от ГИБДД на оснащение в Москве центра федерального уровня, в который должна стекаться информация со всей страны. Особенно интересно, что ГИС-проекты ГИБДД и МЧС послужили толчком для начала взаимодействия этих ведомств, поскольку выяснилось, что им фактически требуется одна и та же информация. Например, посты ДПС нужны и тому, и другому ведомству. Кто их должен вести? ГИБДД, а потом передать данные в МЧС. Данные по больницам, школам, детсадам есть у МЧС, но нужны ГИБДД. Они начинают договариваться, кто за что отвечает и как можно обмениваться. То, что, наконец, началось информационное взаимодействие между двумя ведомствами — это очень положительный сдвиг. Они пришли к однозначному выводу — нужно дружить и обмениваться информацией, так как это экономит время, деньги и силы.
Недавно Казначейство РФ провело конкурс на создание ГИС. Казалось бы, зачем Казначейству ГИС? Но, видимо, подстегнул кризис — нужно понять, где, на что и насколько эффективно расходуются средства. Анализ пространственного распределения федеральных расходов по территории России позволяет оптимально расходовать финансовые средства в условиях мировой финансовой нестабильности.
PC Week: Что тормозит распространение ГИС в России? Какие проблемы нужно решить?
А. У.: Прежде всего, законодательство не успевает за технологиями. Нет готового законодательного и ценового решения об оплате услуг. На данный момент есть соглашение между Росреестром и некоторыми структурами, например Роснефтью, о бесплатном использовании пространственных данных. Почему бесплатно? Нельзя сразу сказать — платите, ведь еще неизвестно качество данных, насколько устойчив сам сервис. Следует сначала попробовать сервис бесплатно, а потом решать, стоит ли за него платить. Это — разумный подход. Следующий шаг должно сделать Минэкономразвития — определить правила игры: почем, кому и сколько. Выбрать оптимальную ценовую модель — сложная задача, но Минэкономразвития этим уже занимается, и есть надежда, что в обозримом будущем этот вопрос будет решен.
Большую проблему представляют сами пространственные данные. В нашей стране накоплен большой архив векторных цифровых топографических карт, который хранится в Госгисцентре в виде отдельных листов. Но клиентам не нужны листы карт, клиентам чаще всего нужны территории в пределах определенных административных границ (районы, области, федеральные округа, вся страна). Это примерно то же самое, как если бы вы пришли покупать автомобиль, а вместо машины вам бы вынесли ведро с гайками — дальше сами соберете. Такая же ситуация с картами. Клиенту предлагают отдельные листы, чтобы он их сам сшил, проверил на отсутствие ошибок и пользовался.
Сейчас перед Росреестром стоит задача довести этот ресурс от полуфабриката до нормального продукта. И хотя результата еще нет, но хорошо хотя бы, что эта проблема осознана. А ведь до последнего времени люди из бывшей Роскартографии не хотели ничего менять, потому что им проще работать с листами. А то, что это не нужно потребителям, так это их проблема.
Проблемы связаны не только с картами, но и с отсутствием данных, которые должны быть к карте привязаны. Нет ни нормальной статистики, ни адресного реестра. Это сложно поменять, потому что задачу нужно решать на государственном уровне. Возьмем результаты переписи населения. Кое-какие данные доступны, но только в очень агрегированном виде, а такие данные мало кому нужны. Ведь чтобы применить ГИС, например для оптимального выбора места расположения магазина, надо получить данные по району или по кварталу. Эти сведения есть, но они находятся в региональных бюро статистики, а наверх поднимаются в агрегированном виде. Чтобы их получить, нужно самим проделать обратный путь.
Такая информация нужна не только крупному бизнесу или федеральным госорганам. Она жизненно важна для нормального планирования развития города. Но ее нет и непонятно, когда будет. Последняя перепись была просто провальной. Фатальная ошибка заключалась даже не в том, что сбор информации был выполнен зачастую халтурно, а в том, что ее сразу стали агрегировать до очень крупных территорий и в итоге получили усредненные данные, по которым ничего нельзя планировать.
В США все сделано совсем по-другому: все данные доступны в онлайне, причем можно получить самую детальную информацию. В Западной Европе ситуация несколько хуже, но мы пока отстаем еще больше.
Большой проблемой является и дефицит кадров. Со специалистами по подготовке данных вопрос более-менее решен, так как им не требуется высокая квалификация, но в других областях просто беда. С менеджерами ГИС-проектов, бизнес-аналитиками по ГИС — тяжелейшая проблема. Вузы, конечно, готовят специалистов, и мы им помогаем. У нас есть образовательная программа для вузов, в которых есть специализация по геоинформатике: предлагаем им пакет, в который входят лицензии, учебный курс и бесплатное обучение преподавателей. И хотя мы продвигаем учебную программу уже десять лет, кадров все равно не хватает, так как рынок растет. Впрочем, за рубежом такая же проблема.
PC Week: Как на рынок ГИС влияют новые технологии — облачные вычисления и мобильные технологии?
А. У.: С одной стороны, облачные технологии — это наше настоящее, потому что на портале Росреестра опубликованы базовые пространственные данные, кадастровая карта и растровая подложка в виде космической съемки среднего разрешения, которую мы берем из облака Amazon’а с помощью веб-сервиса, предоставляемого компанией Esri.
С другой стороны — это наше светлое будущее. Так, Росреестр собирается использовать отечественную облачную архитектуру при реализации своих проектов, в том числе при создании российской инфраструктуры пространственных данных. Но как это будет реализовано пока неясно, потому что придется решать проблемы межведомственного взаимодействия. Ведь помимо создания облака, надо прописать, как в нем будут работать приложения, определить, кто кому за что будет платить, в общем вопросов много. Тем не менее уже идут проработки, обсуждения того, что надо сделать, чтобы запустить геоинформационные системы в облако и тем самым повысить доступность пространственной информации.
В области мобильных технологий я ожидаю взрывного роста уже в следующем году. Софт улучшается, данных становится больше, количество смартфонов и планшетов стремительно растет. Это открывает дорогу новым сервисам. Например, муниципальные органы могут наладить обратную связь с жителями. С точки зрения мэра — это огромное подспорье, так как позволит без особых затрат оперативно получить объективную информацию о том, что происходит в городе.
PC Week: В прошлом году компания Esri объявила концепцию 5D, направленную на объединение ГИС с бизнес-приложениями. Есть ли результаты? Удалось ли привлечь новых заказчиков, которые раньше не использовали ГИС?
А. У.: Да, например, в электроэнергетике начинается большой проект. Руководители отрасли начали осознавать, что пора экономить деньги с помощью технологии Smart Grid, т. е. сетей, которые позволяют минимизировать потери и более точно учитывать потребление. В целом намечается огромная программа усовершенствования электросетей, в основе которой будет ГИС.
Есть и другие проекты, например, в Шереметьево ГИС будет использоваться для управления аэропортом. Это — огромный комплекс, включающий здания, взлетные полосы, колоссальное количество инженерных коммуникаций. Конкурс на внедрение системы в Шереметьево выиграла компания T-Systems, а мы выполняем свою часть, связанную с ГИС.
PC Week: Какие планы на будущее?
А.У.: Хотелось бы участвовать в создании Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД), потому что, на мой взгляд, это сейчас наиболее интересный проект в геоинформационной области. Он интересен тем, что это будет не просто публичный портал, как у Росреестра. Все будет гораздо масштабнее, потому что понадобится интеграция пространственных данных из различных ведомств, начиная с федерального и регионального уровней и кончая районным и муниципальным уровнями, на которых хранятся самые интересные данные — городские планы и адресные реестры. Но реализовать такой проект будет сложно и с организационной, и с технической точек зрения.
Конкурс по созданию портала для РИПД уже объявлен, разрабатывается закон о РИПД. Промышленный образец должен заработать до конца года на федеральном уровне.
Кроме того, сейчас как минимум пять регионов рвутся в бой создавать свои региональный узлы российской инфраструктуры пространственных данных на областном уровне. Это им интересно и выгодно, поскольку они, с одной стороны, надеются на финансовую поддержку от федерального центра, а с другой — смогут получить технологичное, продуманное решение, которое в первую очередь будет обслуживать их регион и позволит им получить больше внимания от органов исполнительной власти регионального уровня. Так что проект будет полезен всем.
PC Week: Спасибо за беседу.