Столичные власти приступили к внедрению Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Ее первый этап — обеспечение сервисов самостоятельной записи пациентов к врачу (через московский портал госуслуг pgu.mos.ru, электронные терминалы в холлах поликлиник, единый городской call-центр и специальное приложение, адаптированное для основных мобильных платформ).
С 15 декабря Департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы начинает развозить по столичным поликлиникам оборудование, которое позволит к началу следующего года внедрить систему автоматизированного управления потоками пациентов в 112 пилотных лечебно-профилактических учреждениях. В конце 2012-го система должна охватить все городские поликлиники. На данный момент их насчитали 547, но, как признают в ДИТ, ошиблись — забыли учесть поликлиники при стационарах; ошибку придется исправлять.
Автоматизированное управление потоками пациентов, по мнению чиновников, позволит контролировать загруженность различных учреждений и отдельных специалистов и в случае необходимости направлять пациента в другую поликлинику, а персонифицированный учет объема и качества оказанной помощи поможет властям более оперативно реагировать на потребности столичной медицины.
По словам главы ДИТ Артема Ермолаева, в целом проект модернизации всех уровней московского здравоохранения имеет самое значительное финансирование в рамках госпрограммы “Информационный город” и к тому же смыкается с другими госпрограммами, касающимися общероссийского здравоохранения, что определяет его крайне высокий приоритет и личный контроль мэра Москвы.
Внедрение ЕМИАС — проект во многом пилотный. В зависимости от того, насколько он окажется успешным, Минздрав будет принимать решение о его тиражировании в других городах страны.
Как отмечает советник главы ДИТ Владимир Макаров, курирующий в департаменте сферу здравоохранения, попытки информатизировать медицинские учреждения предпринимались и раньше, и зримые их результаты сейчас весьма неоднородны. Главной проблемой предшественников ДИТ г-н Макаров считает то, что информатизация носила лоскутный характер (закрывала какими-то решениями отдельные элементы деятельности медиков), и плюс к тому процесс осуществлялся ради самого процесса: приходили люди, монтировали какие-то железки и исчезали. После этого в лучшем случае оборудование как-то работало, но медики были предоставлены сами себе. В худшем — техника выходила из строя или компьютеры сами по себе постепенно мигрировали в шкафы. Таким образом, по мнению г-на Макарова, высокий уровень информатизации, который сейчас все же можно наблюдать в отдельных местах, сложился не благодаря, а вопреки усилиям исполнительной власти.
С учетом накопленного негативного и позитивного опыта одно из главных обещаний, которое на встрече с главврачами поликлиник дал г-н Макаров, заключалось в том, что отгрузив оборудование, ДИТ никуда не исчезнет. Во-первых, будет организована удаленная централизованная техподдержка по принципу call-центра. Во-вторых, любой врач может звонить лично руководителям ДИТ (в том числе на мобильные телефоны). И в-третьих, в течение всего следующего года (а возможно, и дольше) в каждой поликлинике в течение рабочего дня будут присутствовать как минимум два технических специалиста-консультанта, чтобы помогать персоналу адаптироваться к системе.
По словам г-на Ермолаева, ДИТ постарался создать решение, которое можно использовать не только для работы с пациентами, но и для коммуникации персонала между собой — 22 тыс. приобретенных для поликлиник компьютеров оснащены веб-камерами, колонками и микрофонами.
А вот что касается остального технического оснащения, то главным его принципом ДИТ выбрал не приобретение оборудования, а покупку необходимых сервисов у сторонних подрядчиков, которые будут предоставлять необходимую технику в аренду и самостоятельно ее обслуживать. Со всеми исполнителями сейчас заключаются долгосрочные контракты на три года.
Как подчеркивает г-н Макаров, ЕМИАС представляет собой централизованное решение, размещенное в общегородском ЦОДе и доступное на рабочих местах авторизованных медицинских работников по принципу облачного сервиса. Такая архитектура избавит поликлиники от необходимости размещать и эксплуатировать сложное телекоммуникационное оборудование на местах. Артём Макаров не скрывает, что ему пришлось выслушать много критических соображений относительно безопасности и отказоустойчивости, но, по его убеждению, защищать и контролировать одно место гораздо проще, чем несколько сотен мест.
В ЕМИАС информация о каждом человеке будет собираться из разных медицинских учреждений, накапливаться и храниться в электронной карте, которая станет доступна любому авторизованному медицинскому работнику. Конфиденциальность обеспечит обезличенное хранение данных. При необходимости специалист сможет в той же системе пообщаться с коллегой, который обследовал пациента до него.
Система интегрирована с универсальными электронными картами. Специальными картридерами будет оснащено рабочее место каждого врача, имеющего доступ к ЕМИАС. Это, в частности, ощутимо сократит время, необходимое на заполнение рецептурных бланков.
Кроме того, врач не будет привязан к конкретному ПК. С помощью персональной идентификационной карточки он сможет попадать на свой виртуальный рабочий стол из любого кабинета поликлиники.
По словам г-на Макарова, задача ДИТ — к концу 2012 г. прийти с сервисами в кабинет каждого врача. Однако при этом заставлять человека работать на ПК и полностью вести в электронном виде медицинскую карту департамент не намерен. (Никаких четких дат не будет: чиновники сознают, что большинству людей требуется весьма длительный период для обучения.) Тем не менее в департаменте всеми силами постараются дать медикам такой инструментарий, который сам станет мотивировать человека к обучению. (Никому ведь сегодня не приходит в голову печатать текст на механической машинке; все пользуются ПК, потому что это по-настоящему удобно.)
В завершение своего выступления на встрече с главврачами г-н Ермолаев выразил надежду на активность со стороны медицинских работников в рамках проекта. Чиновник заверил аудиторию в том, что ему крайне не хотелось бы формального подхода к делу, и призвал всех к диалогу и помощи.
Ответную реакцию зала со стороны можно было оценить как сдержанно-позитивную. Остается надеяться, что залогом успеха проекта станет оценка, высказанная одним из медицинских работников, который отметил, что впервые за десятки лет чиновники предлагают отрасли стать не исполнителями, а партнерами проекта, к чему сама отрасль готова уже лет пять-семь.