Департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Москве и Московской области подписали соглашение о сотрудничестве. По официальному заявлению сторон, объединение усилий двух ведомств связано с ростом числа жалоб на плохую связь. По уверению руководителя столичного управления Роскомнадзора Дмитрия Сокоушина, в 2011 г. его подчиненным пришлось обработать свыше 2,5 тыс. обращений.
Как отмечает глава ДИТ Артем Ермолаев, его подразделение станет отвечать за создание операционного процесса мониторинга качества связи в городе. На сайте ДИТ уже открылся соответствующий общественный сервис, с помощью которого граждане могут сообщить о разрывах соединения, треске, помехах, трудностях с дозвоном и падении уровня сигнала. Выразить недовольство можно несколькими способами: по номеру “горячей линии” +7 (495) 539-29-29, заполнив специальную анкету по адресу dit.mos.ru/signal или в социальной сети Twitter (хештег #сигнал). Кроме того, в начале следующего года москвичи смогут установить на свой смартфон специальную программу, которая будет отслеживать проблемы с качеством связи в автоматическом режиме.
По убеждению г-на Ермолаева, вопреки распространенному мнению, операторы заинтересованы в повышении качества связи не меньше самих абонентов. Однако причина ухудшения сигнала зачастую находится вне зоны ответственности Роскомнадзора, который следит за соблюдением лицензионных соглашений. Например есть сложности с размещением базовых станций, которые мог бы помочь решить город.
Примечательно, что, по словам чиновника, соглашение дает ведомствам формальные основания для оперативного обмена информацией и создания рабочих групп по ключевым вопросам. И одна из таких рабочих групп будет посвящена проблеме воздушных линий связи, которые портят облик города и могут представлять опасность для горожан во время непогоды.
Г-н Ермолаев настаивает на том, что чиновники просто вынуждены бороться с незаконными кабелями. Это долгий процесс, и важно, чтобы в нем участвовал регулятор, который бы защищал операторов от произвола и дискриминации.
Стороны заверили, что никаких резких шагов в этом направлении предприниматься не будет. Нелегальные “воздушки” попросят освободить крыши, а тем операторам, чьи провода находятся там на законных основаниях, предложат альтернативные варианты размещения их сетей, в том числе с использованием городской коммунальной инфраструктуры, а также инфраструктуры Московской городской телефонной сети (МГТС), чьими прямыми, заметим, конкурентами эти операторы и являются.
После окончания пресс-конференции в неофициальной обстановке прозвучали сведения о том, что в ходе недавней далеко не полной проверки в столице было выявлено порядка 400 незарегистрированных слаботочных сетей. Часть из них напрямую к связи отношения не имеет (сети видеонаблюдения, охранных систем и пр.). Но порядка 250 — это именно “черные” провайдеры (IP-телефония, Интернет, кабельное ТВ и т. д.).
По убеждению г-на Ермолаева, нелегальные домовые сети безусловно должны зарегистрироваться, но их легализация самоцелью проекта двух ведомств не является. Главное, по его словам, — повысить качество связи и защитить пользователей.
Г-н Ермолаев признает, что долгое время мелкие операторы были основой формирования услуг столичной связи, вынуждая МГТС активно развиваться, модернизироваться и расширять спектр услуг. Однако чиновник настаивает на том, что конкурентная среда все же должна быть честной. Его ведомство даже теоретически не может строить свою политику по принципу: ты, средний (или тем более крупный) легальный оператор, давай отчитывайся перед нами, соблюдай установленные нормы, трать деньги на проектирование и т. д., а ты, маленький, можешь ничего не делать, потому что ты маленький. Это было бы несправедливо.