ИТ в банковской сфере — тема неисчерпаемая, и каждая последующая беседа с человеком, возглавляющим ИТ-подразделение кредитно-финансовой организации, позволяет взглянуть на неё под новым углом зрения. Каковы современные тенденции в развитии банковских ИТ? От кого зависит достижение взаимопонимания между бизнесом и ИТ? И нужно ли ИТ-специалистам рекламировать себя внутри организации? Эти и многие другие вопросы стали предметом разговора научного редактора PC Week/RE Ольги Павловой с очередным гостем нашей традиционной рубрики “Кто он, современный ИТ-руководитель?”, директором департамента сопровождения ИТ Банка Хоум Кредит Сергеем Новицким.
PC Week: Чем привлекательны для вас информационные технологии?
Сергей Новицкий: За свою жизнь в области ИТ я делал, наверное, всё: и сети строил, и программировал. Но из того, чему меня учили, я вынес главное — настоящий айтишник должен быть “ленивым” в лучшем смысле этого слова, конечно. Хороший специалист не бегает по всей организации, вручную решая возникающие задачи, а изначально продумывает все процессы и максимально автоматизирует свою работу. Чем больше он смог автоматизировать, тем спокойнее его жизнь, и остается больше времени для развития. Этим и определяются мои приоритеты: не сидеть на одном месте, а постоянно совершенствоваться в профессиональной области. ИТ развиваются стремительно, и, если четыре года не читать никакой профессиональной литературы и не шагать в ногу со временем, можно отстать навсегда.
PC Week: Какое место занимают ИТ в Банке Хоум Кредит?
С. Н.: Прежде всего стоит сказать, что еще несколько лет назад ИТ в российском Банке Хоум Кредит фактически не было. Я имею в виду полноценное самостоятельное ИТ-подразделение. Банк Хоум Кредит входит в чешскую группу Home Credit, которая работает на рынках стран Европы, СНГ и Азии. Ранее ИТ-решения принимались за рубежом, включая выбор стандартов, ИТ-архитектуры, бизнес-систем. У нас же в стране ИТ-служба входила в состав операционного блока, а её основная функция заключалась в сопровождении деятельности бизнеса. То есть являлась лишь исполнителем, который реализует решения, принятые в головной структуре.
Но в 2008 г. сформировалось целостное понимание долгосрочной стратегии банка, направленное на развитие и диверсификацию бизнеса. Эти перемены требовали интенсивного развития ИТ — больше идей, больше новых продуктов и более широких возможностей. Для того чтобы обеспечить большую самостоятельность ИТ-сфере, был создан отдельный департамент, а его руководитель вошел в комитет управляющих. С моей точки зрения, именно тогда началось сближение ИТ и бизнеса навстречу друг другу.
PC Week: Вместе с тем общепризнанно, что основная миссия ИТ — поддерживать развитие бизнеса. Вы согласны с этой точкой зрения?
С. Н.: У организации есть стратегические цели, и наша задача — оказывать всевозможную поддержку и помощь в их достижении с наименьшими затратами. ИТ должны существовать не ради себя, а ради бизнеса. То есть ИТ должны быть бизнес-ориентированными, и только так надо подходить к данному вопросу.
Скажем, в прошлом году Банк Хоум Кредит начал активную региональную экспансию, в рамках которой предполагалось открыть в два раза больше локальных офисов, чем существовало прежде. Что в этом случае требуется от ИТ? С тактической точки зрения наша задача — быстро разворачивать новые офисы и обеспечивать их деятельность. С точки зрения стратегии — поиск новых решений, обеспечивающих реализацию главной задачи. Важно определить, какие продукты будут внедряться — типовые или созданные для решения конкретной задачи, и как они будут развиваться дальше. Необходимо понимать, какая инфраструктура будет построена, как будет обеспечиваться мониторинг, диагностика процессов, чтобы бизнес очень четко представлял, работают ли универсальные решения во всех регионах, приносят ли свои плоды, есть ли проблемы.
Как только разработано то или иное решение, оно передаётся в промышленную эксплуатацию, которая осуществляется силами возглавляемого мною департамента. Наша задача — при необходимости оптимизировать это решение, доделать что-то, внедрить новый функционал, ускорить те или иные процессы. Другими словами, роль сопровождения заключается в том, чтобы конечный продукт соответствовал самым жестким критериям качества. Так, осенью этого года мы оптимизировали один из важнейших бизнес-процессов банка — резервное копирование данных. Этот проект позволил ускорить обработку запросов пользователей и обеспечить надежное хранение данных в соответствии с требованиями законодательства и внутренних стандартов.
PC Week: Какие современные тенденции в развитии ИТ вы считаете сегодня наиболее актуальными для банков?
С. Н.: Прежде всего я бы выделил мобильность, которая позволяет быстро и чётко решать поставленные задачи. Другая важная тенденция — это универсальность, обеспечивающая простоту взаимодействия наших сотрудников с клиентами банка. Наши программы должны быть интуитивно понятны любому. Было бы неправильно, если бы наша банковская система заставляла пользователя для выдачи кредитных карт открывать одно окно, депозитных карт — другое, а наличных — третье. Подобный подход только создаёт ненужные сложности в работе. Банк, конечно, обучает сотрудников, однако, наша основная цель заключается в том, чтобы все было понятно на уровне интуиции.
И наконец, третья тенденция заключается в том, что сейчас одним из главных требований, предъявляемых к ИТ, стала гибкость и динамичность. В некоторых областях бизнеса, особенно если вы являетесь пионером, довольно тяжело спрогнозировать приоритеты. Все решения могут выглядеть одинаково привлекательно с финансовой точки зрения на бумаге, но какое из них действительно принесёт наибольший эффект — покажет только жизнь. И когда продукт выводится на рынок, никто не в состоянии стопроцентно предсказать, насколько сбудутся финансовые прогнозы. И поэтому в такой ситуации от ИТ-службы требуется быстрая реализация, а, также сверхбыстрое внедрение возможных необходимых изменений. ИТ должны уметь находить компромисс. С одной стороны — стабильные, надежные решения, а с другой — возможность гибко и быстро меняться под требования бизнеса. И это как раз те наиболее сложные и серьезные задачи, с которыми сегодня сталкиваются практически все ИТ-руководители.
PC Week: Как, на ваш взгляд, можно добиться взаимопонимания между ИТ и бизнесом?
С. Н.: Это, конечно, зависит от ИТ-руководителя, который должен обеспечить доверие и полное понимание между бизнесом и ИТ-службой. Я имею в виду такую ситуацию, когда ИТ-специалисты понимают задачи бизнес-подразделений, а бизнес, со своей стороны, не разбираясь в тонкостях технической реализации, понимает, объем временных и финансовых затрат. Я считаю, что одно из основных качеств ИТ-руководителя как раз заключается в том, чтобы видеть решения задач как айтишник, но говорить на правильном и понятном для бизнеса языке.
PC Week: О том, что ИТ должны говорить на языке бизнеса, сегодня признают все. А вот должен ли бизнес двигаться в сторону ИТ? Нужно ли руководителям разбираться в технологических вопросах?
С. Н.: Это, наверное, легче объяснить на примере. Если, допустим, у вашей машины сломался какой-то клапан, то вряд ли вам будут интересны объяснения механика, в чём там проблема. Но если менеджер сервиса простым языком расскажет, что в данной модели существуют определенные трудности, которые они знают, как решить, в какие сроки, и рекомендуют в дальнейшем для исключения проблем сделать то-то и то-то, это будет совсем другой разговор. Это будет информация, донесенная до вас правильно и при этом не меняющая сути предмета. Автовладельцу не нужно во всех тонкостях знать, какой механизм что делает, но он должен понимать, что это дает ему в целом и какой результат ожидать.
Так же и в бизнесе. Людям бизнеса надо вникать в детали вопроса ровно настолько, насколько это им помогает оценить и понять, что они за это получают. А вот моя роль, как ИТ-руководителя, заключается в том, чтобы предугадывать, рассказывать и объяснять задачи на знакомом им языке.
Конечно, есть бизнес-руководители, которые, выслушав презентацию проекта, могут задать и технический вопрос. Например, на каких серверах это решение будет реализовано? А сколько там процессоров? Понятно, что они не могут знать всех деталей, они задают вопросы на уровне своего понимания. И дальше самое главное — как им это объяснить. То есть насколько ИТ-руководитель в состоянии изложить суть дела доступным языком. Я считаю, что если человек не может простым языком изложить тот или иной вопрос, это значит, что он либо сам в нём не разбирается, либо не понимает, чего от него ждут. Причем чаще всего бывает и то, и другое. Если у ИТ-специалиста спрашивают очевидные вещи, а его такие вопросы загоняют в ступор, это ставит под сомнение его квалификацию. Именно здесь я вижу специфику ИТ: айтишник должен быть готов к разнообразным вопросам и чётко понимать не только свою роль, но и роль бизнеса.
PC Week: Сегодня нередко можно услышать, что ИТ-сотрудникам необходим внутренний пиар в организации. Что бы думаете об этом?
С. Н.: Я согласен с таким мнением. Давно, когда я был еще молодым специалистом, я услышал от одного топ-менеджера примерно следующее: “ИТ? Кто такие ИТ-специалисты?” В то время подход к применению информационных технологий заключался в том, что хороший айтишник не должен быть заметен. Но это устаревший подход, сегодня его можно встретить лишь в небольших организациях. Обычно там ИТ-сотрудников не видно и не слышно, пока не случился какой-либо коллапс. На самом же деле задача айтишника — не только обеспечивать стабильную работу, но и расширять возможности, делиться ими с бизнесом, демонстрировать их: “Вот это дает такие-то преимущества. Мы это сделали, посмотрите и начните этим пользоваться”.
В силу своей природы человек зачастую не готов к новшествам. Исключения, конечно, есть, но они единичны. И здесь-то как раз и нужен внутренний пиар. А кто, кроме ИТ-руководителя, может убедить бизнес в необходимости перемен? За него это не сделают ни представители операционного блока, ни финансисты.
К тому же ИТ-служба — как правило, не бизнес-подразделение и редко может приносить прибыль. Так что ИТ-руководителю нужно не просто “разжевать” суть, но и внятно представить каждому представителю бизнес-подразделений преимущества, которые несут в себе те или иные инновации.
PC Week: Спасибо за беседу.