Если попробовать выделить главное событие на ИТ-рынке прошлого года, то я бы, безусловно, назвал резкий рост популярности планшетов и наметившуюся тенденцию дальнейшего повышения актуальности этого направления. Хотя я тут хотел бы подчеркнуть: несмотря на все успехи планшетов, все же пока речь идет лишь о тенденции, особенно в плане корпоративного рынка. И тем не менее нет сомнений, что тема продолжит быстро развиваться в наступившем году, перейдя из стадии общих рассуждений и прогнозов в фазу реальных дел. В этом плане весьма символичным стало то, что одной из последних публикаций на сайте PC Week перед Новым годом, стала статья “Три с половиной платформы для планшета” Михаила Альперовича, авторитетного эксперта в планшетных делах, где он дал свой анализ текущей ситуации и прогноз ее развития на несколько лет вперед.
Вообще-то тема планшетов активизировалась еще в конце 2010-го, причем почти на 100% благодаря выходу на рынок iPad'ов. Потом она эволюционно развивалась, во многом за счет нашего традиционного внимания к “лицам, принимающим решения” (о принимаемых решениях нужно будет еще отдельно поговорить, в том числе о главном “инновационном” решении последних четырех лет — об отмене перехода на зимнее время). Новый взрыв интереса к планшетам последовал в сентябре минувшего года, после чего тема стала быстро набирать обороты, резко выйдя за границы круга “принимающих лиц” и как-то просто забыв про них (даже немного обидно за них).
Что же послужило причиной этого взрывного интереса? Конечно, можно говорить о моменте перехода количества в новое качество, в том числе о быстром росте популярности Android, о выходе на этот рынок такого нового игрока, как Google. Но я бы назвал в качестве “детонатора” другую причину — объявление в середине 2011-го корпорацией Microsoft своих намерений относительно Windows 8/Metro.
Вот какая любопытная штука: объявления были весьма аморфными, расплывчатыми. Никаких сообщений о планах работы в этом направлении, в том числе по срокам. После анонсов на специально собранной по этому поводу конференции BUILD 2011 компания резко перестала что-либо сообщать по данному поводу и возобновила разговоры (но все же в довольно туманной форме) лишь в канун нового года. В этой ситуации вроде бы понятна реакция одного из читателей указанной выше статьи, который возмутился самим фактом сравнения того, что есть, с тем, чего фактически нет: “Как еще объяснить факт сравнения двух платформ, одна из которых занимает примерно 67% рынка, а вторая 27%, с двумя другими, одна из которых занимает около 2%, а вторая существует лишь в воображении ее разработчиков?”.
Но на самом деле рынок планшетов находится еще в начальной стадии своего формирования, а если говорить о корпоративном рынк, то в самой начальной. И все дела тут еще впереди. Мне кажется, что, прогнозируя развитие ситуации на планшетном направлении, нужно выделить три основных вопроса:
- Какое положение планшеты смогут занять в целом на рынке клиентских устройств? В частности, смогут ли они потеснить смартфоны, с одной стороны, и ноутбуки/нетбуки -- с другой?
- Каковы перспективы планшетов на корпоративном рынке и соответственно какие позиции тут смогут занять поставщики?
- Сможет ли Microsoft из “подающих надежды” игроков перейти в основной состав участников этой игры?
В поиске ответов на эти вопросы было бы полезно посмотреть на историю планшетов и вспомнить, что она началась не два года назад, а еще в первые годы прошлого десятилетия. Microsoft не была родоначальницей данного направления, но все же именно с ее выхода на этот рынок с концепцией Tablet PC под Windows началось тогда активное обсуждение тематики планшетов, которое все же спустя еще три-четыре года сошло фактически “на нет”.
Почему же первая планшетная попытка не удалась? Ответ выглядит довольно банально: это типичная ситуация для нового продукта версии 1.0. Технологии были еще не совсем готовы (дорогие, тяжелые), а спрос на такие новшества был еще невелик. Соответственно сегодняшний успех версии 2.0 объясняется развитием техники и повышением спроса на эту новинку(?). С технологиями в общем-то всё понятно, а вот на проблему спроса нужно посмотреть повнимательнее.
Довольно условно, но всех ИТ-пользователей можно разделить на две категории: тех, кто создает контент (в самом широком понимании этого термина, проще говоря — вводит информацию), и тех, кто ее потребляет. Так вот, еще не так давно подавляющая часть пользователей сочетала в себе обе функции: и создание, и использование контента (точно так же, как до 1990-х основными пользователями ЭВМ были программисты: сам пишу программы, сам работаю с ними). А до недавнего времени информационное содержание все же пополнялось в основном с помощью клавиатуры. Именно это стало причиной того, что бесклавиатурные планшеты еще 7—8 лет назад не смогли найти на рынке достойного спроса.
С тех пор многое изменилось: появилась значительная доля пользователей (и она будет расти), использующих клиентские устройства только в режиме просмотра информации. А сам контент сейчас зачастую пополняется за счет мультимедийных файлов, которые вводятся простым перекачиванием их в компьютер.
Понятно, что представленная тут модель понимания мира клиентских устройств выглядит довольно упрощенной, но ее все же вполне можно принять за основу. И соответственно сделать такой вывод: перспективы роста рынка планшетов представляются не таким уж значительными, как это можно было бы предположить, основываясь на простой экстраполяции сегодняшней динамики роста поставок этих устройств. Они не смогут заменить ноутбуки, как ноутбуки не смогли заменить стационарные настольные ПК. Точно так же планшет не сможет потеснить позиции смартфонов.
Вся эта ситуация хорошо была видна во время новогодних поездок, когда отъезжающие решали, какой набор клиентских средств брать с собой. Сейчас, в условиях всеобщего отдыха, выбор был сделан в пользу планшета. Но как только речь заходит о совмещении поездки с выполнением работы (если, конечно, вы не “лицо, принимающее решение”), а тем более о деловой командировке, то чаще всего оказывается, что без ноутбука всё же не обойтись. Соответственно, исходя из примерно таких же соображений, можно сказать, что возможности использования планшетов в корпоративном секторе тоже довольно ограниченны, во всяком случае, они не заменят ПК или ноутбуки.
Каковы будут позиции разных поставщиков операционных систем для планшетов? Конечно, я уверен, что Microsoft сможет занять тут достойное место, и в целом согласен с оценками Михаила Альперовича: через три-четыре года “будет продано примерно поровну планшетов с iOS, Android и Windows”, причем на корпоративном рынке доля Windows будет выше. Хотя Gartner говорит о том, что в 2015 г. Microsoft сможет выйти только на отметку лишь в 10%, надо сказать, что прошедшей осенью я слышал от ряда российских экспертов и такой прогноз: рынок этот будут делить Apple и Microsoft, а Android займет лишь нишевые позиции.
На чем основы мои оценки? Тут есть довольно простая логика: планшеты — это некоторый промежуточный формат между смартфонами и ПК/ноутбуками. Со смартфонами у Microsoft получается как-то очень неудачно (потеряла даже те 10%, которые имела несколько лет назад), зато что касается настольных систем, то тут свои лидирующие позиции компания держит крепко. Соответственно с планшетами у нее получится нечто среднее.
Если же вернуться к вопросам, которые Михаил Альперович задал в самом конце своей статьи, то на них у меня есть такие прогнозные ответы:
- традиционный Desktop в Windows 8 не будет работать на процессорах ARM;
- Windows 8 выйдет в 2013 г., причем скорее всего не в начале года;
- раньше выйдет Office для iPad.
Кстати, я вообще придерживаюсь мнения, что Microsoft и Apple — это не соперники, а скорее партнеры…