Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики (УР) объявило о построении электронного правительства региона на базе технического решения “Государственные и муниципальные услуги” ECM-системы DIRECTUM. На данный момент уже 28 услуг доступны гражданам Республики в электронном виде.
Перед министерством были поставлены ключевые задачи по формированию стратегии развития информатизации Республики, разработке и реализации программ развития информатизации и связи, в том числе для предоставления услуг населению в электронном виде, а также информационного взаимодействия между государственными органами Удмуртии, органами местного самоуправления и федеральными органами власти.
ECM-систему было решено использовать в качестве региональной системы исполнения регламентов (СИР) предоставления госуслуг и системы межведомственного электронного документооборота. Были сформулированы требования, согласно которым ЕСМ-система должна:
- представлять собой платформу и для системы исполнения регламентов, и для межведомственного электронного документооборота;
- поддерживать единый интерфейс для чиновника, как при работе в СЭД, так и при обращении к системе исполнения регламентов предоставления госуслуг;
- быть масштабируемой, поддерживать работу 10 тыс. пользователей;
- предоставлять возможность внесения модификаций и настроек силами специалистов министерства информатизации и связи и бюджетного учреждения “Ресурсный информационный центр УР”, а также работать на собственном серверном оборудовании министерства.
По результатам проведения конкурса была выбрана ECM-система DIRECTUM. В качестве поставщика региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и регионального портала госуслуг (РПГУ) УР была выбрана компания “Ростелеком”, предоставляющая требуемое решение на условиях сервисного контракта.
Проект по переводу государственных услуг в электронный вид включал в себя следующие работы:
- анализ 28 первоочередных услуг УР и разработку проектных решений по каждой услуге;
- реализацию настроек процессов предоставления 28 услуг в СИР;
- настройку журналов регистрации заявлений от заявителей при предоставлении госуслуг и мониторинг предоставления госуслуг;
- создание форм отчетности для контроля исполнения электронного регламента предоставления госуслуг в электронном виде в СИР;
- реализацию веб-сервиса для организации взаимодействия с РПГУ УР и СМЭВ УР;
- разработку на основе предоставленных заказчиком шаблонов ТЗ и форм для генератора форм на РПГУ УР;
- обучение госслужащих работе в СИР.
Единый сервер всей системы было решено разместить в Республиканском центре обработки данных министерства информатизации и связи УР.
Рабочую группу проекта внедрения возглавил Андрей Прокошев, первый заместитель министра информатизации и связи УР.
В число 28 услуг вошли первоочередные услуги из распоряжения Правительства РФ № 1506-р, а также другие государственные и муниципальные услуги, наиболее востребованные у граждан. В их числе, например, такие услуги, как прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; выдача гражданам справок о государственной регистрации заключения брака и т. д.
Схема электронных государственных услуг работает следующим образом:
- гражданин/организация авторизуется на портале госуслуг, формирует заявку на предоставление услуги;
- заявка с портала госуслуг передается через СМЭВ в СИР;
- чиновник получает заявку, проверяет ее корректность, далее услуга автоматически перeдается в ответственное ведомство;
- при необходимости получения справок, документов или сведений из других органов власти и местного самоуправления УР, а также из федеральных органов исполнительной власти чиновник формирует в СИР запросы и получает на них ответы;
- гражданин может отслеживать ход рассмотрения своей заявки через портал госуслуг, куда передаются актуальные статусы;
- по итогам предоставления услуги гражданин получает уведомление о факте предоставления услуги (5-й этап) либо приглашение за получением результата (4-й этап).
С помощью модуля “Управление показателями эффективности” заинтересованное ведомство может производить мониторинг предоставления услуг, оценивать, сколько и каких услуг предоставлено в электронном виде или при личном приеме, проверять выполнение сроков, а также оценивать активность граждан в зависимости от дня недели, времени года и других факторов. Подобный анализ позволяет принимать правильные управленческие решения и оптимизировать деятельность госслужащих, участвующих в предоставлении госуслуг.