Ажиотаж вокруг облачных вычислений набрал обороты еще в 2010 г. (как помнится, рекламные щиты про облако в ту пору можно было увидеть даже по дороге в аэропорт), но маркетинговые предложения тогда опережали реальные интересы рынка. Опасения по части безопасности, доступности и непредсказуемых отказов (сообщения об авариях вроде случая с сервисом Amazon EC3 продолжали поступать и в 2011-м), как и нелегкие вопросы выбора между публичной и частной облачной инфраструктурой и интеграции с существующими системами обусловили сдержанность компаний в отношении практического внедрения идеи, предлагавшейся как новый подход к ИТ. Тем не менее в прошлом году модели облачных вычислений стали приживаться в самых разных по размерам компаниях, и эта тенденция, вероятно, продолжится в нынешнем и далее.
Джеффри Каплан, основатель и управляющий компании THINKstrategies, не сомневается, что облачные вычисления в наступившем году пойдут на подъем как на бизнес-рынке, так и у домашних пользователей. Apple iCloud и подобные инициативы для домашнего рынка помогли популяризировать идею облака, а маститые поставщики инфраструктуры, как Cisco Systems и HP (а также многие другие крупные и мелкие провайдеры), консолидировали портфели своих решений и программы сертификации для стимуляции продаж и развертывания предложений по частным и публичным облакам.
Хотя на рынке еще существует путаница в том, что конкретно означают облачные вычисления (она была характерна для 2010 г. и пошла на убыль в течение 2011-го), большинство компаний пришло к согласию, что новая тенденция станет долговременной, считает Каплан. Облачные вычисления — интригующая альтернатива, и пионеры их использования за последний год доказали, что перенос части или всех приложений в облако приносит быстрые, реальные и измеримые выгоды для бизнеса.
“Чем чаще слышно о таких успешных примерах, тем больше это стимулирует интерес и внедрение расширяющегося спектра облачных сервисов”, — говорит Каплан.
Многие организации еще находятся на пилотных фазах внедрения облаков, и есть случаи, когда отдельные бизнес-подразделения самостийно ускоряют процесс развертывания сервисов, действуя быстрее, чем зачастую могут центральные ИТ-департаменты. Такие инициативные пользователи своим примером доказывают возможности облака, и ИТ-департаментам приходится смиряться с фактом, что они уже не являются единственным ИТ-провайдером в своей организации.
Если ИТ- и бизнес-подразделения приходят к согласованной позиции по своим облачным инициативам, фокус интереса к функциональному назначению облачных сервисов начинает меняться. Когда облако только набирало популярность, главными облачными сервисами были кадровые службы и электронная почта, говорит Мишель Уоррен, президент MW Research & Consulting. Сегодня понятие главных облачных приложений размывается, так как в облако переводится всё. Хотя солидные компании с хорошо развитой традиционной ИТ-инфраструктурой скорее всего будут действовать не спеша, небольшие и более проворные стартапы уже сегодня могут использовать в облаке любые типы бизнес-приложений.
Основным стандартом, однако, является гибридное облако, и Каплан, как и Уоррен, рассматривает гибридные инфраструктуры, интегрирующие частные и публичные облака и традиционные ИТ-системы, как настоящее и будущее облачных вычислений. Немаловажной причиной тому являются многолетние инвестиции в традиционные ИТ-решения, однако еще одним мотивом является беспокойство за то, что в облаке могут оказаться критически важные приложения.
“Вначале компании типа Amazon стали предлагать услуги публичного облака, а потом крупные организации, заинтересованные в безопасности, начали создавать свои частные облака. И то и другое полезно, но в разных аспектах. Частный вариант обычно гораздо дороже, ибо в этом случае необходимо создать центр обработки данных и приобрести ПО управления, виртуализации и гипервизоров, — поясняет Уоррен. — Такое решение требует оценок. Оно может оказаться финансово неподъемным. Но поскольку облачная технология развивается и понемногу дешевеет, некоторые компании обзаведутся частным облаком и будут держать в нем часть приложений, а другие приложения разместят вовне, в публичном облаке”.
Стоимость частных облаков снижается, что делает их более доступными для бизнеса, добавила она.
По мнению Каплана, консьюмеризация ИТ и так называемый феномен BYOD (тенденция пользователей приносить на работу собственные устройства) тоже в какой-то мере стимулируют внедрение в организациях облачных вычислений. Мобильность, особенно использование планшетов, ускоряет освоение облачных технологий, и домашние пользователи по сути дела создают маркетинговый импульс, проникающий в среду организаций, персонал которых начинает понимать плюсы облачных вычислений.
“Этот естественный, направленный снизу вверх процесс оказывает реальную помощь в успешном освоении облака”, — поясняет Каплан.
Уоррен шутливо заметила, что многие пользователи, обзаведшиеся к Рождеству планшетами, скорее всего 3 января 2012 г. принесли их на работу. Им наверняка не терпелось использовать свои новые игрушки, скажем, для проверки электронной почты или копирования файлов с корпоративных серверов. Конечно, специалистам ИТ-отделов это принесло немало проблем, но зато они поймут, что при наличии облака все было бы намного проще.
В 2010 г. главная проблема облачных вычислений касалась степени безопасности технологии. Первое время многие компании воздерживались от внедрения облаков именно из-за сомнений в этой сфере, и хотя сегодня данный вопрос по-прежнему имеет вес, тревога за безопасность при работе в облаке заметно уменьшилась. Похоже, она больше не рассматривается как решающее препятствие. Производители и провайдеры облачных сервисов сделали безопасность своим приоритетом, что во многом убавило опасения пользователей.
“Они проделали основательную работу, чтобы обеспечить защищенность данных, и хотя имели место единичные случаи, когда у клиентов возникали обоснованные вопросы по проблемам безопасности, облачная индустрия достаточно потрудилась, чтобы вопрос безопасности не имел прежней остроты. Теперь он уже не стоит на первом месте”, — заметил Каплан.
Разумеется, любой разумный пользователь должен справиться об уровне безопасности сервиса и о том, какие меры защиты предпринимает провайдер облака, однако безопасность самой технологии — уже не предмет для дискуссий.
Более актуальный вопрос, считает Каплан, ныне заключается в том, какой тип облака лучше выбрать и каким образом оно будет связано с унаследованными системами и ресурсами ПО. Интеграция облака с уже сделанными ИТ-инвестициями — центральный приоритет сегодняшнего дня.
На начальном этапе шумной рекламы облачных вычислений казалось, что будут доминировать публичные облака, однако с появлением запросов повышенной безопасности и развитой функциональности возник интерес к идее частного облака. Некоторые компании сделали выбор в пользу общественного облака или, по выражению Каплана, разделяемого облачного ресурса. Однако будущее облака видится как гибридная модель, соединяющая традиционные ИТ с публичными и частными облачными структурами. Это лучший вариант для бизнеса, говорит Каплан.
“В 99% случаев, если только вы не начинаете бизнес с чистого листа, у вас уже установлены какие-то относительно стабильные и недорогие в эксплуатации системы и ПО”, — пояснил он. Нет смысла полностью отбрасывать существующие функциональные и экономичные ИТ-системы только ради замены на новое, будь то облако или что-то другое.
Уоррен тоже рассматривает гибридный вариант как естественный путь перехода.
“Я думаю, что будущее наверняка за гибридом, так как не всем подходит облако публичное и не все хотят строить частное”, — считает она.
Что касается каналов поставок, то облако является как источником преимуществ, так и точкой напряженности между партнерами и производителями. Оно создает массу возможностей для всех участников канала, даже перед лицом вероятной конкуренции и конфликтов между производителями (многие из них в 2011 г. уже постарались такие конфликты уменьшить или устранить).
“Сегодня ещё не прекращаются дискуссии. В случае частного облака участники канала могут предоставить сервисы и наладить работу базы данных. Канал может помочь в обустройстве облака. В любом варианте облака участники канала могут заняться управлением данными, обеспечением доступа и безопасности, то есть предоставлять услуги внешнего управления”, — говорит Уоррен. Из-за технологических сложностей компаниям во многих случаях разумнее передать развертывание своего облака и управление им во внешние руки (ведь именно тут ИТ сложны как никогда).
По мнению Каплана, недавние объявления Cisco по программе CloudVision являются характерной иллюстрацией того, что происходит на рынке и как это влияет на канал. В прошедшем году и Cisco, и HP консолидировали свои облачные стратегии и партнерские инициативы. Даже Salesforce.com заговорила о планах предстоящей работы с традиционными каналами для расширения своего бизнеса.
Это не устраняет все поводы для конфликтов, однако, как оптимистически заметил Каплан, с распределением ролей в поставках облачных технологий в 2012 г. будет больше ясности. Индустрия меняется на глазах, и на открывающиеся новые возможности будут реагировать не только крупные производители. Партнеры по каналам поставок осознают необходимость модифицировать свой бизнес, чтобы извлечь максимум выгод из нового облачного мира.