По сообщению пресс-службы Департамента ИТ (ДИТ) правительства Москвы, город больше не будет закупать видеокамеры для наружного наблюдения, заниматься монтажом оборудования и субсидировать его эксплуатацию из городской казны. В рамках трехлетних контрактов со столичным правительством операторы (как уточнили в ДИТ, речь идет о трех компаниях, победивших в специальном конкурсе: НКС, “Комкор” и МГТС) уже приступили к развертыванию новой системы городского видеонаблюдения по сервисной модели. Отныне город оплачивает только “картинку” с заданными характеристиками, а хлопоты по установке оборудования и поддержанию его работоспособности берет на себя подрядчик. Изображение с камер, которыми планируется охватить порядка 70% территории Москвы, будет стекаться в Единый центр хранения и обработки данных.
Система, которая включает в себя подъездное и дворовое видеонаблюдение, а также порядка 500 мест массового скопления людей (площади, станции метрополитена и т. д.), заработает с апреля сразу во всех столичных округах. Чтобы соответствовать требования городского заказа, подрядчики установят на объектах цветные управляемые камеры высокой четкости с оптическим увеличением до 30 раз, защищенные от непогоды и перепадов температуры.
В ДИТ считают, что улучшение качества изображения с городских камер и повышение плотности сети видеонаблюдения станет хорошей профилактикой мелких правонарушений, повлияет на раскрываемость преступлений, позволит городским службам следить за ходом уборки и благоустройства территорий, оперативнее реагировать на экстренные ситуации и нарушение правил парковки транспортных средств. В рамках проекта современные сети связи дотянутся до каждого московского подъезда, существенно увеличив количество дополнительных сервисов, которые могут получать жильцы.
Сообщается, что изображение, поступающее с камер видеонаблюдения, будет храниться в Едином центре 30 дней. Городские службы получат к нему доступ через защищенный облачный сервис. (Утверждается, что Москва — первый мегаполис, применивший облачные технологии в системе городского видеонаблюдения в таких масштабах.) В планах города также развитие интеллектуальных систем мониторинга, которые позволят в автоматическом режиме распознавать необычные и опасные ситуации, обращая на них внимание персонала.
Для операторов, оказывающих услугу, предусмотрена материальная ответственность за работоспособность камер. В ДИТ уверены, что это позволит застраховать новую систему от муляжей и простоя камер в нерабочем состоянии.
Отвечая на вопрос о финансовых аспектах проекта, в ДИТ сообщили, что сервис по всем контрактам обойдется городу примерно в 6 млрд. руб. за три года. По подсчетам Департамента, сохранение старой модели (самостоятельная закупка и модернизация камер, монтаж, а также трехлетняя эксплуатация оборудования (в том числе выделение субсидий), сервисная поддержка, линии связи, разрозненный мониторинг различными городскими службами и т. д.) обошлось бы почти вдвое дороже.
При этом в ДИТ подчеркивают, что помимо стоимости, есть и другие аргументы: во-первых, раньше видеонаблюдение вообще не существовало как единая общегородская система; во-вторых, получатели субсидий (500—800 руб. на камеру в месяц) фактически не были заинтересованы в работоспособности камер.
Сообщается, что единая система городского видеонаблюдения создается в рамках пятилетней программы “Информационный город 2012—2016”. К моменту ее окончания видеонаблюдением планируется охватить до 75% объектов городского хозяйства и 95% жилого сектора.