Несмотря на снижение цены и рост издержек, растущие рыночные возможности и дифференциация услуг помогают операторам увеличивать доход и оставаться рентабельными на российском рынке мобильного Интернета. Аналитики утверждают, что использование мобильного широкополосного доступа (ШПД) в стране динамично растет. Жители крупных городов РФ стремительно нагоняют Европу.
Объем потребляемого трафика мобильного Интернета в России продолжит расти: по данным консалтинговой компании Frost & Sullivan, до 2015 г. этот показатель будет ежегодно увеличиваться вдвое, что соответствует глобальным тенденциям. Ожидается, что мобильный интернет-трафик будет расти как в направлении увеличения объема скачиваемой информации на одного пользователя, так и в плане увеличения времени, проводимого пользователем в Сети.
Увеличение объема скачиваемой информации будет происходить также за счет притока новых абонентов, особенно из регионов России, где пока еще ощущается недостаток телекоммуникационных услуг. Следовательно, мобильный Интернет в ближайшие три-четыре года в России станет главным фактором роста доходов операторов, считают эксперты.
Текущая ситуация и потенциал рынка, характеризующийся взрывным ростом потребляемого трафика и увеличением количества пользователей, диктуют операторам кардинально новые условия работы, предъявляя к ним повышенные требования. Ужесточившаяся конкуренция среди операторов и снижение потребительской стоимости мегабайта трафика могут свести на нет положительный эффект от увеличения количества абонентов и роста объема трафика, а также привести к стагнации доходов.
В то же время расходы операторов на предоставление услуг мобильного Интернета будут расти из-за затрат на создание и обслуживание дополнительного оборудования, обладающего большей пропускной способностью. Из-за уменьшающейся разницы между ценой и себестоимостью услуги для конечного потребителя, операторы рискуют стать заложниками низкой прибыли. Зная об этой опасности, они стараются оптимизировать затраты и увеличить доходы.
Оптимизация доходов станет одним из главных вопросов для операторов, считают специалисты Frost & Sullivan. Зачастую операторы хотят развивать партнерские отношения с подрядчиками, включая их в процесс создания стоимости. Партнерство с производителями ПО и контент-провайдерами — это один из путей оптимизации доходов, но важно также задуматься над тем, что смогут сделать операторы своими силами.
Ценообразование — один из ключевых инструментов управления доходами операторов. Операторы по всему миру считают многоуровневое ценообразование простым и эффективным методом получения дополнительного дохода и прибыли от услуг мобильного Интернета, по сравнению с безлимитными тарифами типа “все включено”. По сути дела многоуровневое ценообразование представляет из себя сегментацию пользователей по нескольким ключевым параметрами, таким как стоимость, объем скачиваемого трафика и скорость соединения с Интернетом. В соответствии с этими параметрами операторы предлагают пользователям варианты тарифных планов (ТП).
Часть ТП в России и по всему миру рекламируются как безлимитные предложения, хотя в большинстве случаев в них существуют ограничения. Они могут быть в формах снижения скорости соединения с Интернетом, например, при достижении пользователем лимита скачиваемого трафика за определенный период. А также встречаются ограничения на определенные виды трафика.
В то же время лимиты трафика достаточно высоки, что позволяет большинству пользователей оставаться в пределах фиксируемого объема. При этом данная мера позволяет операторам избежать перегруженности сети, вызванной запросами наиболее активных интернет-пользователей, потребляющих сверхбольшие объемы трафика. Следовательно, говорят исследователи Frost & Sullivan, такие псевдобезлимитные ТП представляют собой пример многоуровневого подхода к формированию цены и применение политики справедливого использования (Fair Usage Policy, FUP).
В то же время, некоторые операторы ищут возможности использования более продвинутых моделей ценообразования. Такие модели свидетельствуют о стремлении операторов к интеллектуальной дифференциации пользователей и формировании стоимости услуг в интерактивном режиме, при использовании новых критериев сегментации таких как потребительское поведение, географическое местоположение, время, дата и загруженность сети.
Между тем, наряду с оценкой операторской политики не менее важным является анализ потребительских предпочтений подписчиков мобильного Интернета. В конце прошлого года были опубликованы результаты исследования “Жители городов России и услуги мобильного широкополосного доступа” (Ericsson Consumerlab, 2011).
В нем подтверждается, что Интернет становится базовой необходимостью для жителей России. Использование мобильного ШПД в стране динамично растет. Жители крупных городов РФ стремительно нагоняют Европу (а точнее, ряд европейских стран-середнячков, таких как Италия и Германия) и по величине скачиваемой информации на одного пользователя, и по доле мобильного ШПД в общем объеме интернет-доступа.
Использование мобильного ШПД в России динамично растет: 1% в 2008 году, 8% в 2010-м и 18% в 2011-м. То есть сегодня 18% пользователей в крупных городах РФ — подписчики сервисов мобильного ШПД. При этом свыше трети пользователей тратят на мобильных доступ не менее трех часов день.
Для отечественной аудитории характерно, что почти половина всех пользователей мобильного ШПД (47%) обращаются к нему из дома. На втором месте по популярности — работа и школа. Пока еще сравнительно мало распространен выход в Сеть с мобильных устройств в метро, в электричках, в отелях. Вероятно, здесь сказывается недостаточное развитие инфраструктуры интернет-доступа. И еще одна особенность местной среды: около 40% подписчиков мобильного ШПД используют его для выхода в Сеть только с компьютера и почти столько же (39%) — только со смартфона.