Число лидеров рынка корпоративных платформ комплексной защиты конечных точек сети (enterprise endpoint protection platform, EPP) по версии Gartner увеличилось за 2011 г. с четырех до пяти: в эту команду вошла российская “Лаборатория Касперского”. А ее место в секторе претендентов заняла Microsoft, расставшись наконец со статусом “нишевый игрок”. Возглавляют же группу лидеров Symantec и McAfee, за ними следует заметно прибавившая Sophos, потом идет Trend Micro. Именно такое расположение сил приводится в очередном магическом EPP-квадранте Gartner, опубликованном в январе 2012 г. (см. рисунок).
По определению Gartner, рынок средств EPP включает несколько сегментов в той или иной степени интегрированных между собой продуктов: антивирусы, антишпионы, персональные сетевые экраны, хостовые средства защиты от враждебных проникновений, средства контроля портов и устройств, шифрование дисков и файлов, средства защиты данных при утере устройств (DLP) и защиты приложений от уязвимостей. Все эти продукты, как правило, хорошо интегрируются на уровне управления политиками и централизованно управляются.
По данным аналитиков компании, объем этого рынка в конце 2010 г. составил примерно 3 млрд. долл., что на 6% больше, чем в 2009-м. Ежегодный рост в 2011 и 2012 гг. эксперты оценивают в 5%. В целом такой рост объема рынка EPP примерно соответствует увеличению корпоративного парка ПК в мире; при этом в отчете отмечается, что несмотря на постоянное развитие средств EPP цены на эти продукты для потребителей почти не растут, во многом из-за довольно жесткой конкуренции. В данной сфере постоянно появляются новые игроки, в том числе предлагающие новые возможности, но пробиться в сферу крупных клиентов с числом установок в тысячи рабочих мест им довольно сложно.
В 2010 г. на корпоративном рынке доминировали McAfee, Symantec и Trend Micro, на долю которых приходилось около 60% поставок. Но эта доля в последние годы постоянно снижается (в 2007-м она составляла 85%), в том числе в результате роста популярности средств Sophos и “Лаборатории Касперского”. Эксперты из Gartner отмечают активное продвижение в 2011 г. корпорации Microsoft, во многом благодаря более гибкой лицензионной политике с использованием бесплатных вариантов для базовых клиентских лицензий (Core CAL). Они высказывают также мнение, что с выпуском Windows 8 компания постарается усилить свои позиции на корпоративном рынке EPP-средств, но нужно иметь в виду, что любые её попытки интегрировать функции защиты в ОС будут встречать отпор со стороны регуляторов рынка, особенно в Европе.
Что касается “Лаборатории Касперского”, то тут Gartner отмечает, что эта компания является одной из самых быстрорастущих среди крупных поставщиков. По данным, объявленным самой “Лабораторией”, ее выручка в 2010 г. составила 538 млн. долл. (на продажи в России и странах Закавказья пришлось всего 18% от общего объема), что выше показателей 2009-го на 38%. По информации Gartner, компания имеет сильные позиции в Европе, но в последние годы заметно повышает активность и в Америке. Продукты “Лаборатории” исторически отличаются относительно низкими требованиями к размерам дисковой и оперативной памяти, традиционно имеют поддержку широкого спектра серверных и клиентских платформ. Слабое место компании -- возможности по управлению защитой мобильных устройств; решить эту проблему, по мнению Gartner, можно путем приобретения подходящего разработчика. Кроме того, отмечается отсутствие у “Лаборатории Касперского” функций шифрования и DLP-средств. Говорится также об отсутствии поддержки SharePoint и инфраструктуры виртуальных десктопов, но создание этих средств предусмотрено в планах “Лаборатории” на 2012 г.