Начало года — это время, когда вполне уместно подвести итоги предыдущего и поразмышлять о перспективах на год нынешний. Если говорить о российском рынке ERP, то он, являясь частью всего ИТ-рынка, в значительной степени зависит от мировых цен на энергоносители и в то же время отражает текущее состояние и динамику всего российского бизнеса. Впрочем, не только российского: если сбудутся прогнозы некоторых экспертов о грядущей рецессии мировой экономики, то наша, как это уже бывало, “переболеет” этим недугом в еще более острой форме. Пока что ситуация не внушает опасений и даже наблюдается рост инвестиций в ИТ. Оживился и сегмент ERP. Но по каким направлениям можно ожидать наиболее динамичного роста? Будут ли основной движущей силой крупнейшие корпорации или предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ)? Или ею станут технологические инновации, связанные с ростом популярности мобильных устройств и облачных архитектур? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с экспертами из ведущих российских компаний, работающих на рынке ERP.
Прежде всего мы попросили их оценить, какой была в прошедшем году динамика российского рынка ERP в трех сегментах: крупные предприятия, СМБ и госсектор. И что в этом отношении можно ожидать в году наступившем?
По мнению заместителя генерального директора по бизнес-приложениям компании “АйТи” Елены Гуцевой, рынок ERP-систем в 2011 г. стабилизировался. После кризиса 2008—2009 гг. заказчики ужесточили требования к срокам реализации проектов и стали более внимательно следить за распределением бюджетных средств. Из-за ограниченности выделяемых инвестиций заказчик выбирает только те решения, которые действительно позволяют ему существенно повысить эффективность бизнеса. Основной задачей большинства крупных компаний стала оптимизация использования уже внедренных функциональных модулей ERP-систем. Средний и малый бизнес все охотнее обращается к онлайновым аутсорсинговым сервисам по ведению бухгалтерии и делового документооборота. Есть вероятность, что происходящие в настоящее время структурные реформы в органах государственного управления, направленные на повышение эффективности и прозрачности функционирования министерств и ведомств, тоже потребуют более широкого применения систем класса ERP. В нынешнем году следует ожидать увеличения числа внедрений в СМБ-компаниях. Сохранится высокий спрос на системы бюджетирования, финансовой и производственной аналитики, будут востребованы и мобильные приложения.
“Особую активность мы наблюдаем в секторах розничной торговли и финансов, — отмечает директор компании CUSTIS по маркетингу и продажам Максим Михалев. — При этом характер запущенных проектов демонстрирует, что формируется новая тенденция в развитии корпоративных ИС. Всем уже очевидно, что выросшее количество каналов коммуникации с клиентом заставляет по-новому выстраивать отношения с ним. Уже нельзя игнорировать всевозможные мобильные платформы, социальные сети, разнообразные интернет-сервисы и т. п. А это, в свою очередь, формирует новые вызовы и в адрес бизнеса, и к разработчикам ПО. В ближайшие три-пять лет эта тенденция будет преобладать и, вполне вероятно, сформирует новые стандарты прикладного корпоративного ПО”.
По наблюдениям генерального директора представительства компании Columbus в России и СНГ Сергея Карпуничева, многие клиенты вернулись к утвержденным в докризисный период планам развития, причем особенно активны регионы. В целом российский рынок ERP демонстрирует положительную динамику во всех сегментах, и в ближайшей перспективе спрос каждый год будет увеличиваться на 20—30%. А по мнению коммерческого директора компании “Информконтакт” Алексея Иванова, с точки зрения суммарной по стране стоимости ERP-проектов динамику, как и прежде, определяют крупные предприятия и госкорпорации. Они же — лидеры в плане технологического и функционального развития: тон здесь задают предприятия ВПК, которые традиционно имели сильные команды ИТ-специалистов.
“В сегменте крупных предприятий динамика была очень высокой, —соглашается директор департамента корпоративных систем управления компании IBS Александр Саксин. — Видимо, так проявился отложенный спрос. В кризис многие проекты притормаживались (но, как правило, не отменялись совсем), снижался функциональный охват, какие-то этапы переносились. С возвращением стабильности предприятия повсеместно взялись за решение накопившихся задач в области управления. В сегменте СМБ ситуация очень похожа, но динамика несколько меньше в силу того, что у средних и малых компаний просто нет возможности инвестировать так же много, как это делают крупные игроки”.
Что автоматизируется
Какие же задачи, решаемые предприятиями с помощью ERP-систем, были наиболее актуальными и востребованными в прошедшем году? И что выйдет на первый план в году нынешнем?
Елена Гуцева выделяет три таких направления.
-
Консолидация информационных ресурсов. Продолжались начатые и стартовали новые проекты по разработке различных шаблонов ERP-решений в крупных компаниях с дальнейшим их тиражированием в дочерних структурах. Эта тенденция сохранится и в текущем году.
-
Построение решений для анализа данных. Это направление было чрезвычайно актуально в 2011-м и останется таковым в ближайшие годы. Будут также развиваться решения по оптимизации бизнес-процессов и моделированию.
-
Для ряда компаний была и будет оставаться актуальной оптимизация производственных и логистических процессов, особенно в связи со вступлением России в ВТО.
В 2012 г. большинство крупных компаний будет заниматься развитием и унификацией своих систем, наращиванием функциональности, переводом на новые платформы и версии. Наиболее популярными будут решения PLM, BI и CRM.
“В близких нам секторах розничной торговли и финансов в прошлом году преобладали ИТ-проекты, связанные с оптимизацией процессов и инфраструктуры предприятий, запланированные еще в разгар кризиса, — рассказывает Максим Михалев. — Даже если кризис не отражался на показателях работы компаний, их руководство воспользовалось этим периодом для совершенствования различных внутренних процессов. Мы наблюдали явную тенденцию централизации управления и, как следствие, централизации системы управленческого учета и отчетности. В крупных территориально распределенных организациях с богатой палитрой используемых ИТ-систем (включая и масштабные ERP) задачи такого рода, затрагивающие многие подразделения, очень сложны. Решиться на подобные проекты довольно сложно, но кризис помог преодолеть инерцию экстенсивного роста, а заодно и смягчил “сопротивление на местах”. К середине прошлого года характер ИТ-проектов начал меняться. Поставленные ранее задачи оптимизации были в основном решены. Компании вновь начали строить планы “завоеваний”: предлагать новые финансовые продукты, опробовать новые каналы продаж, по-новому строить отношения с клиентами”.
Алексей Иванов отмечает, что, с одной стороны, классические функции ERP-систем по-прежнему востребованы. С другой — сегодня заказчики нередко расширяют требуемый функционал, выводя его за классические границы ERP. Промышленные компании требуют все более глубокого проникновения в производственный процесс: многие производственные предприятия сегодня уже не рассматривают вариант развертывания ERP без MES-уровня.
“В прошлом году наши клиенты главным образом решали вопросы бюджетирования, финансового анализа, выпуска отчетности по МСФО, управления товародвижением, складами и взаимоотношениями с клиентами, — сообщает Сергей Карпуничев. — Нельзя не отметить растущий интерес бизнеса к гибким преднастроенным решениям, учитывающим отраслевую специфику. Кроме того, ритейлерами все более востребованы решения в области ассортиментного планирования, управления цепочками поставок и бизнес-аналитики. И спрос на них только усилится”.
Говоря формально о рынке ERP, мы не должны забывать, что многими компаниями используются самые разные бизнес-приложения, не вписывающиеся в рамки классических ERP-систем. Какова потребность российских предприятий в подобных решениях? Можно ли ожидать существенного роста этого сегмента и связанного с ним прихода на наш рынок новых игроков?
“Классическими задачами ERP являются транзакционные задачи учета, контроля производственных и финансовых ресурсов предприятия, их планирования и управления ими, — напоминает Елена Гуцева. — Помимо них в последнее время особенно востребованы бизнес-приложения, связанные с бюджетированием, аналитикой и финансовой консолидацией, управлением торговыми площадками В2В и взаимоотношениями с поставщиками и подрядчиками, организацией документооборота, управления мобильными приложениями и устройствами и т. д. И если классические учетные задачи на подавляющем большинстве предприятий в той или иной степени уже решены, то спрос на системы ЕСМ, CRM, BI еще далеко не удовлетворен, и, следовательно, этот сегмент будет планомерно развиваться и расти”.
Как считает Александр Саксин, этап базовой автоматизации административно-хозяйственной деятельности многими компаниями уже пройден, и теперь пришла очередь проектов, направленных на решение конкретных бизнес-задач. Например, в прошлом году наблюдался активный интерес к управлению персоналом: HR-решения нашли широкое применение во всех отраслях и сферах бизнеса. Производственные предприятия стали всерьез заниматься вопросами управления себестоимостью, планированием и оптимизацией производства, управлением ремонтами. Курс на модернизацию отечественной промышленности сопровождается ростом внимания к средствам управления жизненным циклом изделия, к MES-, PLM- и PDM-системам. В строительстве велик спрос на системы управления недвижимостью, начиная от проектирования, управления объектом и заканчивая выводом его из эксплуатации. Общемировая тенденция состоит в том, что крупные поставщики активно дополняют свои ERP-пакеты продуктами такого рода. На примере лидеров — SAP и Oracle — мы можем видеть, какое количество компаний-разработчиков и созданных ими продуктов было куплено в последние годы с этой целью. В результате ERP-вендоры настолько расширили свои продуктовые линейки, что могут закрыть потребности заказчиков в тех сферах, которые выходят далеко за рамки ERP. Думаю, что рост всего этого сегмента будет обеспечиваться преимущественно силами известных ERP-поставщиков. Независимые разработчики усилят свои позиции только в сегменте отраслевых или узкоспециализированных решений, таких как PDM и PLM, где нужно учитывать очень глубокую специфику предметной области.
“Потребность в бизнес-приложениях, выходящих за границы ERP-классики, весьма обширна, — убежден Алексей Иванов. — В качестве точек роста я бы упомянул два сегмента: HRM и EAM. За прошедший год крупным заказчикам стали интересны решения по управлению персоналом нижнего уровня вплоть до внутрицехового. Растет потребность и в EAM-системах, в частности, в средствах автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования. О появлении в сегменте бизнес-приложений, граничащих с ERP, новых игроков я бы говорить не стал: скорее будет расширяться присутствие известных вендоров, предлагающих функциональные и открытые решения, способные интегрироваться с популярными ERP-системами”.
Новые технологии
Тема облаков при обсуждении перспектив развития ИТ вышла сейчас чуть ли не на первый план. С гораздо меньшим энтузиазмом рассматриваются перспективы облачных ERP. Выйдут ли ERP-решения за пределы частного облака? Каковы перспективы разделения ERP-функциональности в гибридных архитектурах между облаками частными и общедоступными?
По мнению Елены Гуцевой, большинство предприятий в настоящее время не готово использовать для предоставления ERP-решений модель SaaS, несмотря на все ее достоинства в плане снижения издержек на ИТ. Крупные производственные и финансовые компании, имеющие собственные ИТ-подразделения и вычислительные ресурсы, не склонны опираться на сторонние сервисы: для них важна информационная безопасность. Кроме того, существует еще проблема надежности канала ISP-провайдера. Крупные организации имеют возможность развернуть подобные сервисы на своей площадке. Для малого бизнеса актуальность облачных сервисов гораздо выше. Маленькие компании часто не имеют выделенных серверов и квалифицированных ИТ-специалистов, и им такая модель вполне может подойти. Но тем не менее риски, связанные с безопасностью данных, сохраняются и для них.
“На наш взгляд, в крупных компаниях ERP-решения не выйдут за пределы частных облаков, — настаивает Максим Михалев. — Критически важная для бизнеса информация никогда не уйдет в публичное облако, поскольку не может быть достаточных гарантий того, что информация в публичном облаке не будет украдена, потеряна, к ней не будет ограничен доступ. Поэтому если крупная компания хочет гарантировать безопасность и работоспособность своих “облачных” сервисов, она должна управлять ими сама. А вот для небольших фирм разнообразные гибридные решения из частных и публичных облаков существуют и эффективно работают уже сейчас”.
“Так или иначе, ERP-решения выйдут за пределы частного облака, — возражает ему Александр Саксин. — Но выйдут они не как комплекс приложений, а в виде сервисов для решения конкретных функциональных задач, которые более-менее стандартны для разных бизнесов. Это может быть управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д. Облачный вариант ERP особенно будет востребован среди средних и небольших компаний, готовых использовать типовой вариант системы и поступиться некоторыми возможностями настройки. Крупные же корпорации, которым под силу содержать собственные дата-центры, предпочтут остаться в своем частном облаке, а облачные сервисы покупать только для отдельных задач. Прогноз по срокам перехода в облака для России, очевидно, менее оптимистичен как по причине общего отставания нашего рынка от мировых тенденций, так и в силу сложившегося менталитета. Говорить о серьезном развитии облачного сегмента, когда будут сформированы зрелое предложение и спрос, можно года через три или пять”.
Скептикам Сергей Карпуничев напоминает, что крупнейшие вендоры давно осознали плюсы облачного подхода к развертыванию ERP и уже используют его в новых версиях своих систем.
Однако по мнению Алексея Иванова крупные компании вряд ли будут пользоваться общедоступными облаками для реализации ERP-функциональности или строить с этой целью гибридные конфигурации общедоступного и частного облака. Напротив, сегодня мы видим, что крупные предприятия еще тщательнее прорабатывают вопросы защиты от несанкционированного доступа и утечек информации, а из соображений безопасности в некоторых компаниях компьютеры с доступом в Интернет и вовсе выводятся из внутрикорпоративной сети.
Лавинообразный рост популярности смартфонов и планшетов ставит на повестку дня активное использование подобных устройств и в управлении предприятием. В каком направлении будут развиваться мобильные ERP-решения? Будет ли это новый класс приложений или просто появится еще один клиентский интерфейс к существующим системам?
“Очевидно, что число бизнес-пользователей, которым необходимо независимо от их местонахождения работать над важными задачами и принимать критические для бизнеса решения в реальном времени, будет постоянно расти, — убеждена Елена Гуцева. — Вследствие этого тенденция к адаптации имеющихся бизнес приложений, в том числе и ERP, для работы на мобильной платформе будет лишь усиливаться. Требования к мобильности сегодня подразумевают не только удаленный доступ пользователя к интересующим его корпоративным данным, но и возможность получать аналитические оценки для принятия экспресс-решений. Для этого, возможно, будет недостаточно существующих интерфейсов и потребуются новые приложения и средства обмена. В связи с этим многие производители ERP-систем активизировали интеграцию Web-интерфейса с бизнес-логикой своих решений, в частности, в рамках корпоративных порталов. Появляются сервисы, позволяющие вести рассылку на мобильные устройства оповещений о тех или иных событиях, регистрируемых в ERP”.
По мнению Александра Саксина, мобильные ERP-решения будут разделены на две категории. Если речь идет о доступе к функциям ERP-системы в мобильном варианте, то это будет просто новый адаптированный интерфейс к существующим системам. Все разработчики корпоративных приложений озаботились этим вопросом, и в самом скором времени такая функциональность станет штатной. Вторая категория — это мобильные приложения для специализированных задач. Как правило, с оснащенных ими рабочих мест данные должны поступать в информационную систему компании. Это необходимо, скажем, для управления ремонтами и обслуживанием оборудования в распределенных структурах, особенно таких, как газо- и нефтетранспортные системы, железные и автомобильные дороги, электрические сети и др. В зависимости от сложности и объема данных, качества каналов связи и других факторов здесь можно использовать как обычный мобильный интерфейс доступа, так и специальное приложение.
Сергей Карпуничев напоминает, что ERP-системы, поддерживающие мобильные платформы, уже сегодня востребованы для клиентского обслуживания, маркетинга, организации электронного документооборота, координации деятельности персонала. Спрос на такие приложения, особенно в розничном бизнесе, банках и госсекторе, будет только расти.
“Эффективность использования ERP-систем возрастает, когда информация вводится в местах ее возникновения, — говорит Алексей Иванов. — Мобильные интерфейсы позволяют ERP-решениям сделать последний шаг в этом направлении. Инвентаризация на складах, оформление движения материалов и продукции, учет труда, контроль производственного процесса — все эти и многие другие процессы будут использовать мобильные интерфейсы ввода информации. Таким образом, в корпоративном секторе речь идет именно о новых мобильных клиентских интерфейсах к уже существующим решениям”.
Подводя итог этому обсуждению, хотелось бы отметить, что все участвовавшие в нем эксперты, излагая свои прогнозы, каждый раз оговаривались, что их реалистичность в значительной мере будет зависеть от общего экономического климата как у нас в стране, так и в мире в целом. Это лишний раз свидетельствует о том, что ситуация на рынке далека от стабильности. Будем надеяться, что предприятия, успевшие вооружиться современными средствами корпоративного управления, пройдут грядущие испытания с наименьшими потерями.