“Может ли коммерция быть неразумной?” С этого вопроса начал свое выступление на торжественном открытии Центра компетенции “Разумная коммерция” (Smart Commerce) в Российском экономическом университете (РЭУ) им. Г. В. Плеханова глава местного представительства корпорации IBM Кирилл Корнильев. Центр создан в рамках более широкой программы IBM “Академическая инициатива”, охватившей уже около двух десятков российских вузов и анонсированной в марте 2011 г. международной стратегической инициативой IBM Smarter Commerce. Последняя призвана помочь компаниям реализовать клиентцентричную модель, предполагающую оперативное реагирование на меняющиеся предпочтения клиентов, а также выявление и прогнозирование подобных предпочтений. Центр в РЭУ — первый российский центр компетенции IBM в вузе экономического профиля и первый центр по направлению “Разумная коммерция”.
Отвечая на свой вопрос, Кирилл Корнильев привел результаты исследования, согласно которым потери торговых предприятий, связанные с плохим учетом, заказами не пользующихся спросом продуктов, неудачным маркетингом, неоптимальной логистикой и другими “факторами неразумности”, в финансовом выражении эквиваленты одной трети мирового ВВП. Инициатива Smarter Commerce нацелена на более широкое использование торговыми предприятиями современных технологий бизнес-анализа информации, получаемой в том числе и из социальных сетей, и мобильной коммерции. Почему такие технологии применяются еще недостаточно широко? Чтобы понять одну из причин, следовало бы, подражая Кириллу Корнильеву, задаться вопросом: “Может ли быть неразумной система университетского образования?”.
Примеров подобной неразумности мы видим немало: зачастую студентов учат не тому, что востребовано в реальной жизни, а сами они не знают, где и как им придется работать. К счастью, есть лидеры, к числу которых относится и РЭУ, которые стараются постоянно совершенствовать учебные программы, применять самые современные технологии и поддерживать обратную связь с компаниями, куда приходят их выпускники. По словам ректора университета Виктора Гришина, у них создана “Сетевая учебная корпорация” (объем инвестиций более 100 млн. руб.), в которой есть специальные лаборатории по освоению технологий BI/CPM, ERP, CRM, Project Management, E-Business. Программное обеспечение IBM используется в 11 учебных курсах и в разработках, проводимых совместно с российскими компаниями. Некоторые студенты проходят практику в российском представительстве IBM и в ряде известных ИТ-компаний.
Центру компетенции “Разумная коммерция” IBM бесплатно передает аналитическое ПО Cognos и SPSS, инструментарий управления бизнес-правилами ILOG, средства для построения корпоративных порталов WebSphere Portal и организации социальных сетей Connections. Студенты и преподаватели получат доступ к фирменным учебным и методическим материалам, статьям и книгам, а также к сервисам по оценке знаний, сертификации и обучению преподавательского состава.