“Марвел-Дистрибуция” снова перевыполнила свои планы. Год назад мы отмечали, что в 2011-м эта компания (один из трех крупнейших российских дистрибьюторов ИТ-оборудования) собирается увеличить объем продаж (по сравнению с 2010 г.) на 30%. Однако, как сообщил генеральный менеджер “Марвел-Дистрибуции” Константин Шляхов, в реальности данный показатель вырос на 51%.
Он также отметил, что в минувшем году (как, впрочем, и в 2010-м) наиболее высокий рост продаж (на 67%) продемонстрировал возглавляемый Власом Петровым департамент “Ноутбуки, ПК и серверы”: доля этого департамента в общем объеме продаж компании достигла 52% (аналогичный показатель 2010 г. составлял 47%). На втором месте по темпам роста (+49%) оказался департамент “Комплектующие, периферийное, цифровое оборудование, мобильные средства коммуникации”, который с прошлого года возглавляет Вадим Степанишин. Теперь доля этого департамента в общем объеме продаж компании составляет 25% (аналогичный показатель был и в 2010-м). Продажи департамента “Сети и телекоммуникации” (директор департамента Сергей Лапко) за отчетный период увеличились на 25%, доля этого департамента в общем объеме продаж компании составила 23% (аналогичный показатель 2010 г. — 27%).
Самый молодой департамент в структуре “Марвел-Дистрибуции” называется “Аудио/Видео” (директор департамента Сергей Фомин). Он был образован в конце 2007 г. путем поглощения фирмы “Аудиомания”, занятой продвижением аудио- и видеооборудования среднего и высшего ценового диапазона Но его доля в общем объеме продаж “Марвел-Дистрибуции” пока не превышает 1%. “Похоже, мы переоценили возможности наших партнеров по продаже высококачественной аудио- и видеоаппаратуры, — отметил Константин Шляхов. — Но все течет, все изменяется…”.
Как показывает распределение продаж “Марвел-Дистрибуции” по каналам сбыта, за отчетный период всех сильнее (почти в три раза) выросли продажи так называемой сотовой розницы. Видимо, произошло это за счет резкого спроса на смартфоны и различные аксессуары к ним (в терминах “Марвела” — мобильные средства коммуникации). Несколько удивляет высокий (+75%) рост продаж корпоративным реселлерам. Это идет против известной тенденции, заключающейся в том, что продажи корпоративных реселеров в целом (как в мире, так и в России) медленно, но верно, падают, уступая место интернет-рознице. Но у “Марвела” рост продаж интернет-рознице относительно невелик (+35%), что существенно ниже темпов роста продаж компьютерной рознице (+55%). Возможно, в данном случае отступление от общемировых и российских тенденций обусловлено размерами партнеров, составляющих канал сбыта “Марвел-Дистрибуции”.
“При формировании канала сбыта мы делаем ставку на крупных и средних партнеров”, — сказал Константин Шляхов. В то же время численность партнерской сети “Марвела” год от года растет. Если в 2010 г. в ней насчитывалось 2826 компаний из 164 городов, то в минувшем году, по словам директора по продажам Антона Черепахина, она включала уже 3421 компанию из 188 городов. Важно отметить, что при этом речь идет только о партнерах, осуществляющих регулярные закупки.
Распределение продаж “Марвел-Дистрибуции” по товарным группам в 2011 г. свидетельствует о существенном росте продаж серверов и СХД (+70%). Вероятно, это связано с ростом интереса к облачным технологиям и ЦОДам. Почти семикратный рост продаж планшетов также имеет свое объяснение. Особенно если учесть, что “Марвел” — один из двух российских дистрибьюторов Apple. А вот что в самом деле удивляет, так это очень заметное (на 67,7%) увеличение продаж десктопов.
Выходит, рынок десктопов продолжает расти? А может, все дело в том, что идет процесс выдавливания с десктопного рынка отечественных производителей? Ведь некогда российский рынок настольных ПК почти исключительно принадлежал отечественным поставщикам. Ещё совсем недавно отечественные сборщики контролировали свыше 90% данного рынка. Но в последнее время эта доля неуклонно снижается.
Что касается сетевого оборудования, то здесь на примере “Марвел-Дистрибуции” делать какие-либо далеко идущие выводы трудно. Дело в том, что этот рынок компания делит всего на три сегмента: корпоративные решения (по итогам 2011 г. он обеспечил 68% cетевого бизнеса компании), решения для средних и небольших компаний (18%) и голосовые решения (13%). Самый высокий рост (+69%) здесь продемонстрировали голосовые решения. Далее идут СМБ-решения (+32%) и Enterprise-решения (+17%). Возможно, крупные корпорации уже насытились сетевым оборудованием и теперь основными точками роста этого рынка являются небольшие и средние предприятия.
Если рассматривать департамент “Сети и телекоммуникации” в повендорном разрезе, то здесь заметный рост продаж показали “нишевые” вендоры Extreme Networks (+155%) и TrippLite (+289%). Кроме того, отмечен активный спрос на специализированные технологические решения HP Networking (+264%), Cisco Telepresence (+226%) и Cisco IronPort (+102%).
Отметим, что за отчетный период самые высокие показатели прироста продаж продемонстрировали смартфонно-планшентные вендоры Apple (+203%) и HTC (+149%). Это лишний раз показывает, что данные сегменты ИТ-рынка находятся (и, видимо, еще долго будут находиться) на подъеме.
Все предыдущие годы “Марвел” динамично развивался. Если не принимать во внимание “аномальные” 2009 и 2010 гг., то объемы продаж компании практически идеально вписываются в хорошо растущую экспоненту. Но в этом году впервые за все 20 с лишним лет существования компании Константин Шляхов не решился озвучить какие-либо годовые (или даже квартальные) прогнозы. Он заметил: “Слишком много неопределенностей таит в себе этот год. Тут и неизбежные реорганизации, связанные с последствиями выбора нового президента России, и неуверенность в зоне евро, и вполне возможная новая волна мирового финансового и экономического кризиса. Да ещё (шутка) мрачные предсказания, вытекающие из календаря майя”.
Возможности экстенсивного роста того или сегмента рынка (на которых уже сейчас работает “Марвел-Дистрибуция”) Константин Шляхов оценивает как невысокие. Вместе с тем он отмечает, что его компания, проявляя cдержанный оптимизм, продолжает поиск новых ниш и точек роста.
Канал сбыта | Доля канала в общем объеме продаж,% | Прирост продаж в канале*,% |
---|---|---|
Системные интеграторы | 40 | 45 |
Компьютерная розница | 20 | 55 |
Бытовая розница | 15 | 25 |
Корпоративные реселлеры | 10 | 75 |
Сотовая розница | 8 | 190 |
Интернет-розница | 3 | 35 |
Прочие каналы | 4 | 20 |
*По сравнению с итогами 2010 г.
Источник: “Марвел-Дистрибуция”, февраль 2012 г.
Товарная группа | Доля группы в общем объеме продаж,% | Прирост продаж в группе*,% |
---|---|---|
Ноутбуки | 44,3 | 37,2 |
Серверы и СХД | 25,2 | 70 |
Десктопы | 17,1 | 67,7 |
Планшеты | 11,7 | 562,5 |
Прочие товары | 1,8 | 123,7 |
*По сравнению с итогами 2010 г.
Источник: “Марвел-Дистрибуция”, февраль 2012 г.
Вендор | Прирост продаж в 2011 г*.,% |
---|---|
Apple | 203 |
HTC | 149 |
IBM | 111 |
Acer | 107 |
Canon | 65 |
HP | 44 |
Sony | 42 |
APC | 35 |
Cisco | 13 |
Packard Bell | 2 |
*По сравнению с итогами 2010 г.
Источник: “Марвел-Дистрибуция”, февраль 2012 г.