Эмоциональный вопрос молодой журналистки из провинции, прозвучавший с места, — как можно внедрить систему “Разумный город” в стране, которая не хочет быть разумной? — только с первого взгляда кажется отражающим специфически российские реалии. Организационная неразбериха, как выяснилось по ходу специальной пресс-конференции IBM, свойственна всем городам, независимо от “национальности” и размера — российским и американским, бразильским и индийским, поселкам городского типа и мегаполисам. Так что, по всей видимости, национальной специфики в данном вопросе у России нет, чему можно только порадоваться. Решение корпорации IBM “Разумный город” (Smarter Cities) на базе IBM Intelligent Operations Center (IOC) как раз и призвано помочь преодолеть межведомственные барьеры, сделать работу всех служб городского хозяйства слаженной, снизить всевозможные непроизводительные затраты и расходы. На пресс-конференции, посвященной данному решению и началу его активного продвижения в России, говорилось и о том, что решение предназначено не только для городов, но и меньших по масштабу проектов — для различных ведомств, предприятий, объектов транспортной инфраструктуры. Что касается объемов нового рынка, то. по оценкам IDC Government Insights, в текущем году этот объем составляет порядка 34 млрд. долл., а к 2014-му вырастет на17% до 57 млрд.
Глобальный опыт внедрений
О проблематике городских хозяйств, мировых достижениях проекта IBM “Разумный город” рассказал Джерри Муни, вице-президент IBM направления Smarter Cities.
Стареющая городская инфраструктура в сочетании с постоянным дефицитом финансовых средств — общемировая проблема, подтвердил г-н Муни. Вместе с тем запросы жителей городов к качеству услуг городского коммунального хозяйства все более возрастают. С целью разрешения данной ситуации в первую очередь, подчеркнул докладчик, необходимо рассматривать город как единую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем — транспортной, водоснабжения, экологической, системы общественной безопасности и ряда других. Связать все подсистемы в единую можно лишь на базе современных информационных продуктов, способных вычленять из интенсивного потока информации существенную с точки зрения повышения эффективности управления городским хозяйством. А объемы информации, циркулирующие сегодня в различных системах, напомнил докладчик, огромны — например, в мире уже порядка 30 млрд. RFID-меток, миллиарды действующих видеокамер, порядка 80% автомашин оснащены GPS.
IBM реализовала целый ряд специализированных проектов для городов — в области общественной безопасности (помогает отслеживать общественный порядок на улицах, координировать действия полиции и других служб безопасности города), в области транспорта (прогнозирование ситуации на дорогах, быстрое разруливание аварийных ситуаций), водоснабжения (в том числе — прогнозирование аварий на трубопроводах) и во многих других сферах. Решения IBM помогают эффективно использовать уже циркулирующую в различных сферах городского хозяйства информацию, осуществляют координацию информационных ресурсов различных служб и ведомств, помогают предвидеть возникновение проблем на различных “узких” участках и действовать таким образом на опережение, а не по факту случившегося инцидента.
Хотя решение IBM Intelligent Operations Center for Smarter Cities анонсировано только в июне 2011 г., фактически корпорация уже осуществила множество подобных проектов по всему миру (на момент презентации говорилось о более чем 2000 уже реализованных проектов). Джерри Муни перечислил некоторые из них — система сокращения времени прибытия медицинских и аварийных служб на место происшествия в Мадриде, “разумные” счетчики водоснабжения на Мальте, система безопасного общественного транспорта в Стокгольме, управление пассажиропотоками в аэропортах по всему миру, система общественной безопасности в Мемфисе и Ричмонде. Один из недавних крупных проектов, о которых Джерри Муни рассказал поподробнее, осуществлен в Рио-де-Жанейро. Город окружен холмами, на которых очень скученно живет беднота. Весной, когда начинают идти ливни, резко возрастает угроза оползней, которые сопровождаются большим числом жертв. В экстремальных ситуациях особенно важна скоординированная работа всех служб, участвующих в ликвидации последствий оползней: транспортных служб, полиции, медицинских учреждений. Работа по реализации проекта началась с мониторинга и прогнозирования интенсивности выпадения осадков на небольших территориях масштаба квартала, для чего уже понадобились мощные вычислительные средства. Вторая система, выстроенная в рамках данного проекта, — датчики, установленные на склонах холмов и оценивающие стабильность почвы. На основании анализа погодных данных, показаний датчиков выясняются наиболее вероятные места схода оползней. Таким образом, по мере приближения стихии ведомства заранее выдвигают свои силы в эти районы. Всего в рамках проекта контролируются и координируются действия порядка 40 различных служб и ведомств городского хозяйства Рио-де-Жанейро. Характерно, что в отличие от ситуационного созданный в рамках проекта операционный центр работает круглосуточно.
Вице-президент IBM особенно подчеркнул, что для каждого реализованного проекта корпорация осуществляет количественную оценку его результатов (статистика пробок на дорогах до и после внедрения, число преступлений на улицах и т. д.), а также экономический анализ, в том числе по возврату инвестиций.
В заключение он обратил внимание на то, что строительство разумного города — процесс длительный, предусматривающий самое тесное взаимодействие всех городских служб и ведомств, причем начинать запуск этого процесса можно с любого звена городского хозяйства.
Идеальное кино должно быть скучным
Андрей Галицкий, руководитель направления “Разумные города” в “IBM Россия”, отметил, что решение IBM не является ситуационным центром, хотя и способно работать как ситуационный центр. Основная задача решения “Разумный город” — предугадать возникновение ситуации и предпринять упреждающие действия, а не реагировать на нештатную ситуацию тогда, когда она уже случилась. Поэтому мониторинг и анализ полных и достоверных данных, поступающих из различных информационных систем, осуществляется постоянно. Событием в рамках системы является не просто нештатная ситуация, инцидент, а любое значимое изменение отслеживаемых параметров (например, перегорела лампочка в светофоре, разлив нефтепродуктов на морском причале и др.). В организационном плане общеизвестным подходом является создание единого операционного центра межведомственного управления. Ядром центра, его мозгом и призвано стать решение IBM Intelligent Operations Center — интеллектуальный центр операционного управления.
Полная, достоверная и качественная информация из различных источников — основа эффективного управления. В числе возможных проблем с информацией, возникающих на начальном этапе реализации проекта, докладчик обозначил как отсутствие данных, так и слишком большие объемы информации, с которыми управленцы просто не понимают, что делать и как обрабатывать. Серьезную проблему представляет и разобщенность данных, которые могут циркулировать в разных ведомствах, различных форматах, слишком поздно поступать. С точки зрения теории для эффективного управления в первую очередь нужно определиться с моделью управляемого объекта, параметрами, которые необходимо наблюдать и частотой отслеживания каждого параметра. Данные вводятся в информационную систему, обрабатываются при помощи специальной аналитики, и по мере их накопления становится возможным не только оценка произошедшего, но и прогнозирование развития ситуации (с учетом ограничений, свойственных выбранной модели объекта).
Если попытаться представить обобщенную структуру управления городским хозяйством, отметил докладчик, то в нее, как правило, входят службы водоснабжения, энергетики, транспорта, здравоохранения, служба безопасности и общественного порядка, вывоз мусора и ряд других. При этом структурная единица, объединяющая все службы в единое целое, отсутствует. С точки зрения идеального, разумного города все системы городского хозяйства должны быть оснащены необходимым количеством датчиков передвижения, вибрации (на особо опасных конструкциях — мостах, дамбах), видеокамер (на дорогах), если же говорить о состоянии городской системы здравоохранения, то необходимо отслеживать запасы медикаментов как в самих больницах, так и в аптеках и на складах. Информация изо всех систем городского хозяйства должна поступать в единый управляющий центр и обрабатываться. Результатом такой обработки должны быть значения ключевых показателей эффективности (KPI), на основании которых осуществляется оценка качественного состояния той или иной системы (нормальное, критичное, аварийное) и выполняется прогноз развития ситуации, что и позволяет упреждать возникновение нештатных ситуаций, а не реагировать на них по факту случившегося. Сравнив функционирование операционного центра разумного города с законами создания кинофильмов, построенных на конфликтах и катаклизмах, Андрей Галицкий отметил, что идеальное “кино”, демонстрируемое центром, должно быть максимально скучным, поскольку операционный центр помогает поддерживать состояние всех систем городского хозяйства в нормальном состоянии, не доводя дело до нештатных ситуаций, а тем более катастроф. При этом докладчик подчеркнул, что система ключевых показателей в каждом конкретном случае индивидуальна, разрабатывается в зависимости от масштабов проекта, объекта и модели управления.
Решение IBM Intelligent Operations Center, особенно выделил Андрей Галицкий, не является коробочным продуктом. Скорее, это портальная платформа для создания единого операционного центра городского хозяйства, организации оперативного сбора и анализа информации при помощи инструментария, разработанного как силами подразделения IBM Research, так и приобретенных недавно компаний. Для сбора и интеграции данных используется xml-протокол Common Alerting Protocol (CAP). Решение предусматривает возможность сбора информации с iPhone и даже оцифровку отчетов в процессе их написания при помощи специальных цифровых ручек. Аналитика событий с выдачей сигнала оператору может выполняться как в режиме реального времени, так и по заранее разработанным сценариям реагирования.
Инвестиции необходимо соотносить с реальными расходами
На пресс-конференции были заданы предсказуемые вопросы о стоимости проектов класса “Разумный город”. Докладчики вполне ожидаемо уходили от конкретных цифр, отвечая, что стоимость проектов может быть различной в зависимости от масштабов проекта и многих других факторов. Джерри Муни отметил все-таки на своей сессии вопросов и ответов, что для “среднего” проекта создания системы управления транспортной инфраструктурой инвестиции можно оценить на уровне сотен миллионов долларов. Интересно, что, по его оценке, расходы на ИТ-составляющую городских проектов (ПО, серверы для вычислительного центра) составляют в общей сумме всего лишь от 2 до 5%. При этом для небольших городов в случае отсутствия собственного вычислительного центра и возможности его создать, пояснил г-н Муни, возможна реализация проекта “Разумный город” на базе облачной модели.
Вполне резонным выглядело высказанное в ходе пресс-конференции соображение, что инвестиции в проекты класса “Разумный город” нужно соотносить с теми расходами, которые в постоянном режиме несет город, не координирующий действия своих служб на современном уровне, с использованием достижений в сфере информационных технологий. Вряд ли существуют количественные оценки подобных расходов, но на интуитивном уровне вполне разумно предположить, что они на самом деле высоки, а в масштабах мегаполиса — огромны. Интерес к подобным проектам в России, по всей видимости, уже присутствует, чему доказательство — показанная Андреем Галицким в ходе доклада небольшая, общего характера презентация некоего пилотного проекта в сфере транспорта, который, как можно было понять из комментариев докладчика, в скором времени станет реальностью. Упоминались на пресс-конференции и проекты по обеспечению общественной безопасности, о которых “уже через два-три месяца, возможно, будет более конкретная информация”.