1 марта, накануне выборов президента страны состоялось финальное, пятое заседание Oбщественно-экспертного совета по обсуждению вопросов финансирования и реализации проекта по установке веб-камер на избирательных участках.
Точные данные о степени готовности проекта в разных источниках различаются, но похоже, в целом система практически готова, и 3 марта полноценно сможет пройти генеральную техническую репетицию выборов.
Так или иначе, по уверению члена ЦИК Антона Лопатина, 4 марта статистика должна будет выглядеть следующим образом. Из примерно 95 тыс. участковых избирательных комиссий (УИК) страны (ранее в Минкомсвязи неоднократно оперировали значением в 91,4 тыс.) программно-аппаратными комплексами (ПАК) будет оборудовано около 92 тыс. Оставшиеся 3 тыс. УИКов решено было веб-камерами не оснащать, потому что речь идет о специфических объектах: больницах, суднах и т. д. По различным техническим причинам 10% из установленных ПАКов станет работать в автономном режиме — без подключения к Интернету (записи с них потом будут переправлены в общий архив на каких-то физических носителях). Что касается 82 тыс. интерактивных ПАКов, то по словам г-на Лопатина, из них к высокоскоростным каналам подключена только половина. Однако нужно понимать, что эти 50% находятся в наиболее густонаселенной местности и соответственно охватывают большинство российских избирателей. При этом заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух подчеркивает, что теперь широкополосный Интернет дотянулся не только в миллионники и областные центры, но и в города с количеством жителей 10—20 тыс. человек.
По данным главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, на данный момент для просмотра видео с выборов на запущенном недавно специализированном портале http://webvybory2012.ru (который, отметим, не работает со старыми интернет-браузерами) уже зарегистрировалось порядка 380 тыс. пользователей, сделавших более 2 млн. закладок на камеры конкретных участков. Напомним, для того чтобы система смогла нормально распределить нагрузку на каналы, будущие пользователи должны заранее, до 3 марта обозначить свои зрительские предпочтения. В сам день выборов получить доступ к не зарезервированной ранее камере уже не удастся.
А вот доступ к архиву записей по окончании выборов решено сделать предельно демократичным. По словам г-на Лопатина, 29 февраля ЦИК совместно с Минкомсвязи утвердил регламент, по которому получить видеозаписи сможет любой участник выборного процесса, а не только представители политических партий, как это планировалось изначально. Для этого человеку нужно будет послать специальный запрос — либо бумажный, либо электронный через портал госуслуг. По словам г-на Массуха, было решено установить ограничение по хронометражу запрашиваемых записей на уровне 72 часов (суммарно с разных участков), чтобы у кого-нибудь не возникло желание затребовать все 500 лет архивного видео. С какой скоростью станут обрабатываться запросы, пока не ясно (никто не берется спрогнозировать уровень активности граждан), но чиновники будут стараться соблюдать стандартный регламент, предписывающий реагировать в течение 30 суток (не позднее) с момента обращения.
Кстати, как можно было заключить со слов г-на Щеголева, если человек, получивший видео по запросу, затем выложит его где-нибудь в Интернете, его действия вряд ли можно будет трактовать как незаконные.
Вопросы законности также были разобраны г-ном Щеголевом в отношении инцидента с недавним попаданием в Сеть прямых трансляций с некоторых веб-камер, которые сейчас работают в тестовом режиме для мониторинга системы сотрудниками Ростелекома. В результате несколько дней Рунет развлекался, разглядывая спящих охранников, занятия групп женской аэробики и йоги, репетиции кружков любительских танцев, а также вычислял стационарные телефоны вахтеров и доставал их звонками от “Большого брата”. По уверению г-на Щеголева, речь идет не о каких-либо происках хакеров, а о гипертрофированном энтузиазме отдельных участников проекта, решивших таким образом повысить его популярность. К ним уже применены меры внутреннего административного характера, в то время как серьезного нарушения закона в их действиях министр не усматривает. По его словам, на всех УИКах, оказавшихся в “эфире” были таблички “ведется видео-наблюдение”, а скриншоты, на которых отчетливо видны лица граждан — это не более чем примеры виртуозного владения фотошопом. Последнее утверждение не выдерживает никакой критики (трансляция с камер прервана, но по Сети гуляет множество записанных видеороликов), однако возбуждение уголовных дел против “энтузиастов”, наверное, было бы явным перебором и существенным антипиаром всего проекта.
Наиболее оживленную дискуссию на Совете вызвала тема ожидающихся провокационных выходок 4 марта под прицелом веб-камер. По уверению представителя ассоциации по защите избирательных прав “Гражданский контроль” Георгия Федорова, в Интернете сейчас буквально формируются призовые фонды для поддержки соответствующих флеш-мобов, и есть серьезное подозрение, что демонстративные акции будут носить массовый порядок.
Как считает представитель Общественной палаты РФ Денис Дворников, к любителям эпатажа вполне четко будет применима статья о мелком хулиганстве со штрафами от 1 до 2,5 тыс. руб. Хотя, по его мнению, реагировать на энтузиазм населения нужно крайне избирательно — если человек придет на выборы с детьми, и те помашут в камеру руками или шариками, это лишь настроит электорат на позитивный лад и пойдет проекту на пользу.
Г-н Щеголев предложил в качестве контрмеры предупредить граждан, что все неадекватные действия избирателей перед камерами впоследствии будут удалены из архива и снискать славу у потомков хулиганам не удастся. Правда ничто не мешает заранее осведомленным зрителям записать происходящее на свой ПК и выложить ролик в Интернете, поэтому радикально настроенный представитель Российского фонда свободных выборов Василий Волков призвал пресекать провокации также и непосредственно в Сети. Дескать соответствующим структурам это вполне по силам.
Впрочем, наиболее разумными оказались слова депутата Госдумы Владимира Бурматова, с которым в итоге согласились практически все члены Совета. По его убеждению, подобная дискуссия бессмысленна. Ничто и раньше не мешало человеку прийти на участок, снять штаны, записать это на мобильник, а потом разместить ролик в Интернете. Веб-камеры ничего по сути не меняют, а обсуждение данной темы лишь спровоцирует дополнительное число хулиганских поступков.
Итак, ждем выборов.