Появление относительно дешевых GPS-датчиков и стремительное распространение систем сотовой и спутниковой связи привело к созданию самых разнообразных компьютеризированных систем управления наземным транспортом, позволяющим диспетчерам в реальном времени не только отслеживать на экранах мониторов истинное местонахождение интересующих их транспортных средств (легковых и грузовых машин, самосвалов, автобусов и т. д.), но и следить за текущим состоянием этих машин (уровнем топлива в бензобаке, температурой в салоне автобуса или в грузовом отсеке рефрижератора и т. д.). При этом серверы, на которые стекаются данные от бортовых систем, могут находиться как в самих диспетчерских, так и в облаках (частных или публичных).
Интересно отметить, что общепринятых стандартов на бортовое оборудование для GPS/ГЛОНАСС-систем управления наземным транспортом пока нет. Ни у нас, ни за рубежом. Нет и типового программного обеспечения для поддержки таких систем. Все это приводит к зоопарку соответствующих решений. Который рано или поздно будет ликвидирован. Пока же в нашей стране ситуация на этом рынке выглядит так: по оценкам ОАО “Русские навигационные технологии” (РНТ), примерно 15% этого рынка занимают около тысячи мелких поставщиков. А оставшаяся часть приходится на нескольких крупных игроков. Свою долю на данном рынке (по количеству автотранспортных средств, оснащенных специализированными бортовыми GPS/ГЛОНАСС-устройствами) РНТ (разработчик системы “АвтоТрекер”) оценивает в 28%.
По данным компании, к концу 2011 г. её бортовыми блоками было оснащено 143 тыс. автотранспортных средств. Причем не только в России, но и в более чем двух десятках других стран (Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Египте, Монголии, Бразилии и т. д.).
“Средняя стоимость предлагаемых нами бортовых блоков составляет примерно 15—16 тыс. руб., — отмечает генеральный директор РНТ Иван Нечаев. — Их отличительной особенностью является высокая интеллектуальность, позволяющая за счет предварительной обработки данных от датчиков минимизировать трафик, передаваемый по системам сотовой или спутниковой связи. Что, в свою очередь, снижает нагрузку на серверы и позволяет строить системы, отслеживающие многие тысячи машин, на сравнительно недорогом стационарном оборудовании. В принципе, для отдельных заказчиков мы можем создавать системы управления наземным транспортом и на базе уже имеющихся у них бортовых устройств. Но в этом случае за надежность данных устройств мы не отвечаем”.
По словам г-на Нечаева, внедрению системы “АвтоТрекер” предшествует трехмесячное тестирование данной системы в условиях реальной эксплуатации. При этом основная трудность состоит в преодолении сопротивления водителей, которые примерно в 30% случаев всеми доступными им средствами стараются вывести из строя либо бортовые блоки, либо подключенные к ним датчики. Особенную настойчивость при этом проявляют водители тяжелых машин. Если же им не удается совершить акты вандализма по отношению к бортовым устройствам, то они порой идут на весьма рискованные “акробатические трюки”: к примеру, пытаются слить горючее “на ходу” (дело тут в том, что “АвтоТрекер” отслеживает ситуации, когда машина стоит, а уровень топлива в бензобаке стремительно снижается). Способов же “экономии” топлива у водителей много: к примеру, можно в начале пути отключить холодильник грузового отсека рефрижератора, а в конце пути включить его снова.
Однако вернемся к техническим аспектам GPS/ГЛОНАСС-систем управления наземным транспортом. Иван Нечаев утверждает, что бортовые устройства, необходимые для функционирования системы “АвтоТрекер”, его компания разрабатывает самостоятельно. Изготовлением же этих устройств (по давальческой схеме) занимаются два российских предприятия. “Почему не китайских?”, — интересуюсь я. “А потому, что так быстрее и надежнее, — поясняет генеральный директор РНТ. — Потребность в этих устройствах сильно зависит от количества заказов и трудно поддается прогнозированию. В то же время на своих складах мы держим достаточно большой запас комплектующих. К сожалению, все эти комплектующие импортные. Так как аналогичных по функциональности отечественных комплектующих либо нет, либо они стоят слишком дорого”.
Темпы роста рынка GPS/ГЛОНАСС-систем управления наземным транспортом в определенной степени характеризуют объемы производства бортовых блоков системы АвтоТрекер”. Если в 2009 г. таких блоков было произведено 24 тыс. шт., а в 2010-м 41 тыс. шт., то в 2011 г. их было изготовлено уже 56 тыс. Причем 42 тыс. из них уже эксплуатируются в реально работающих системах.
В начале марта РНТ объявила предварительные итоги своей деятельности за 2011 г. Сообщается, что за этот период консолидированная неаудированная выручка компании увеличилась, по сравнению с 2010 г., на 52% и достигла 679,6 млн. руб. При этом большая часть выручки (84%) пришлась на продажи оборудования. Оставшиеся 16% обеспечили работы по технической поддержке поставленных систем и облачные услуги тем автотранспортным предприятиям, которые не имеют собственного серверного хозяйства.
Сообщается также, что выручка от продажи оборудования РНТ за рубежом показала 180%-ный рост по сравнению с 2010 г. При этом за двенадцать месяцев 2011 г. системой “АвтоТрекер” было оборудовано в три раза больше единиц транспорта за рубежом, чем за аналогичный период 2010 г. По словам г-на Нечаева, особый интерес к бортовым блокам РНТ проявляют страны, которые не хотят впадать в зависимость от одной системы спутниковой навигации.