Информационные технологии развиваются все быстрее, а их сложность постоянно растет. В результате ИТ-специалистам зачастую не хватает знаний, полученных в вузе и в ходе дальнейшей работы, особенно когда на предприятии реализуется новый проект, связанный с внедрением передовых ИТ-решений и методик. Получить необходимую подготовку можно в учебном центре, который специализируется на ИТ. О том, какие изменения происходят в области ИТ-обучения, рассказывает Андрей Чумаков, директор учебного центра РДТЕХ.
Какие изменения происходят на рынке ИТ-обучения в последнее время? Как развивался спрос на ваши курсы?
Сегодня на посткризисном рынке ИТ-обучения можно отметить следующие тенденции. Прежде всего, качественно меняется спрос. Повышается доля продаж курсов со сложной технологической тематикой по сравнению с базовыми курсами и курсами для администраторов. Во многом это связано с тем, что в период кризиса компании выдвигали более строгие требования к персоналу, и чтобы быть конкурентоспособными, специалистам пришлось развивать свои навыки, повышать квалификацию.
Другой характерной особенностью современного рынка ИТ-обучения является повышение его динамики, что проявляется в сокращении времени между появлением новой технологии и возникновением спроса на соответствующее обучение. Традиционно такой срок составлял год или полтора, сейчас он стремится к нулю. Связано это в первую очередь с ускорением темпа выпуска новых ИТ-продуктов и услуг и сокращением их жизненного цикла на рынке. После появления технологии у пользователей нет времени на ее долгое освоение, так как очень скоро ей на смену может прийти другая.
Стоит также отметить рост интереса к ИТ-обучению со стороны региональных компаний.
Как ваш УЦ реагирует на эти перемены и вызовы рынка?
Вместе с изменением потребностей заказчиков мы расширяем линейку курсов, список направлений обучения. На сегодняшний день каталог нашего УЦ насчитывает более двухсот различных технологических и управленческих курсов. В первую очередь расширение каталога происходит за счёт сложных технологических курсов, посвященных работе с ИТ-продуктами для бизнес-аналитиков, автоматизации бизнес-процессов и интеграции бизнес-приложений.
Мы развиваем и новые формы обучения. В начале 2011 г. начали продвигать услугу по интерактивному дистанционному обучению — Live Virtual Class. Развитие новых удалённых форм обучения повышает доступность наших услуг и уровень сервиса. Дистанционное обучение позволяет предоставлять учебные услуги в любом месте и в то время, когда это удобно слушателям курса, в том числе, и в других регионах страны, что особенно важно для компаний с разветвлённой филиальной сетью.
Но мы осваиваем не только новые формы обучения, но и новые учебные направления. Сегодня помимо технических направлений в нашем УЦ представлена линейка курсов, посвящённая управлению знаниями. Данное направление стало активно развиваться с открытием Центра управления знаниями РДТЕХ. Эти курсы, направленные на обучение ИТ-менеджеров различных уровней, позволяют повысить эффективность принятия и реализации управленческих решений в компании.
Ваш УЦ входит в состав крупной ИТ-компании. Как это влияет на его развитие?
В этом есть множество положительных моментов. Возможность привлекать к чтению курсов специалистов-практиков РДТЕХ позволяет нам постоянно отслеживать запросы рынка и оперативно реагировать на них. Сертифицированные преподаватели УЦ — это ещё и квалифицированные разработчики, специалисты по технической поддержке, члены команд, выполняющих крупные проекты.
Высокие компетенции наших преподавателей и их постоянная вовлечённость в реальные проекты позволяет нам дополнять линейку курсов сложными технологическими направлениями, которые читают специалисты, обладающие большим практическим опытом работы с теми или иными программными продуктами. Они первыми изучают новые технологии на практике, в процессе реальных внедрений узнают, какие нюансы есть у тех или иных продуктов, и затем первыми предоставляют качественные услуги по обучению в нашем УЦ.
Другим важным плюсом работы в составе большой компании является то, что мы предоставляем нашим заказчикам весь комплекс услуг по автоматизации их бизнеса: начиная от разработки и внедрения различных информационных систем и заканчивая обучением персонала тем навыкам, которые необходимы для использования и развития ИТ-системы. Сегодня услуги по обучению стандартно включаются в состав крупных проектов, что позволяет не отделять их друг от друга и тем самым удовлетворять потребности клиентов во всех направлениях.
Как, по вашему мнению, заказчик может оценить эффективность ИТ-обучения, чтобы определить окупаемость инвестиций?
В практике управления персоналом существуют специально разработанные методики оценки эффективности обучения сотрудников. Такие методики позволяют оценивать реакцию на обучение, удовлетворённость его ходом и программой, степень усвоения материала, изменение поведения обученного сотрудника в рабочем процессе и на последнем этапе — подсчитать конкретный результат обучения для организации, измеряемый с точки зрения сокращения затрат, сроков, улучшения качества работы. Но заказчикам непросто внедрить эти методики на практике.
В связи с этим в 2011 г. наш УЦ начал активно заниматься разработкой и продвижением услуг по оценке ИТ-персонала, которые позволяют измерять уровень знаний и компетенций сотрудников компании-заказчика до прохождения обучения, сразу после чтения курсов и по прошествии некоторого времени. Именно такая оценка позволит сделать правильные выводы об эффективности ИТ-обучения.