В отличие от большинства российских фирм, финансовый год которых совпадает с календарным, у IBS Group, одной из немногих российских публичных ИТ-компаний, он завершается 31 марта, и пока она может лишь прогнозировать свои окончательные итоги на основе результатов первых трех кварталов. Согласно такому прогнозу, озвученному недавно президентом IBS Group Анатолием Карачинским, консолидированная выручка группы за 2011 финансовый год должна составить 835—850 млн. долл. В этом случае рост по сравнению с результатами 2010 финансового года, в котором IBS Group, насчитывающая ныне в своем штате свыше 8300 человек, фактически вышла на докризисный уровень, составит 27—30%.
Если в III квартале текущего финансового года наибольший рост — до 187,1 млн. долл., или на 30,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — был отмечен по направлению ИТ-услуг (сфера IBS IT Services), то по результатам девяти месяцев наиболее быстро развивающимся оказалось направление разработки ПО (Luxoft): согласно неаудированным финансовым данным, выручка Luxoft за три квартала составила 198,5 млн. долл., что на 37,9% выше, чем годом ранее. Столь активное развитие бизнеса компании (в Европе — на 43%, в Северной Америке — на 14%), специализирующейся в области аутсорсинга разработки ПО, привело к некоторому увеличению той доли выручки IBS Group, которая приходится на дальнее зарубежье. Так, при общем росте бизнеса группы за девять месяцев 2011 финансового года в России и СНГ на 22,8% (до 444,2 млн. долл.) его доля в консолидированной выручке снизилась с 71,8% в предшествующем году до 70,1% в текущем. Подобная тенденция, как считают в IBS Group, может сохраниться и в недалеком будущем. “Пока нам кажется, что темпы роста международного бизнеса (Luxoft) в ближайшие пару лет будут колебаться в диапазоне 25—30%. А для IBS мы считаем, что хорошая цифра — 15—20%. И тогда каждый год зарубежная доля будет увеличиваться на 2—3%. Однако мы живем в очень волатильный период, и как оно будет на самом деле, сказать сложно”, — сказал Анатолий Карачинский.
Судя по комментариям высших руководителей IBS Group, за последние 15 лет Luxoft накопил серьезную и во многом уникальную экспертизу в самых разных отраслях экономики. “У нас огромный объем международной экспертизы на уровне лучших компаний мира, — заявил г-н Карачинский. — По крайней мере, они с удовольствием пользуются нашими услугами. Мы одна из самых крупных структур по разработке финансового софта в нашей стране, и подозреваю, что и в Европе тоже”.
По представленным компанией данным, финансовый сектор обеспечивает IBS Group четверть всего оборота. В частности, только на Deutsche Bank в течение уже нескольких лет трудятся 1100 специалистов Luxoft в режиме полного рабочего дня. При этом, как выясняется, в России банковская экспертиза Luxoft востребована в гораздо меньшей степени. Для Сбербанка, например, компания делает, по словам Дмитрия Лощинина, вице-президента IBS Group и генерального директора Luxoft, лишь небольшой проект.
Как рассказал г-н Лощинин, его компания также активно участвует в различного рода проектах в телекоме, энергетике, автопроме и других отраслях: “Мы все глубже внедряемся в разные индустрии, и нас оттуда уже не вытеснить. Сегодня мы там сидим на самых запредельных проектах”. Отечественных специалистов, утверждает он, зарубежные заказчики ценят прежде всего за креативность, а вот в России она пока не очень востребована. Возможно, поэтому в структуре доходов IBS Group за девять месяцев доля государства, традиционно крупного заказчика ИТ, составляет лишь 13%. “Мы не зависим от государства, оно для нас просто уважаемый клиент, — констатировал Анатолий Карачинский. — Большинство наших проектов в госсекторе — это проекты, которые мы делали давно и которые развиваем и поддерживаем сегодня. Государство, как нам кажется, не очень интересуется прорывными вещами. При этом мы очень востребованы в мире. И много делаем для зарубежных компаний, которые наше государство пытается привлечь в Россию”.
Означает ли это, что перспективы развития бизнеса на ближайшие годы руководство IBS Group связывает прежде всего с зарубежными рынками? На этот заданный мною вопрос последовал тем не менее отрицательный ответ. “Наш уникальный ресурс мы продаем там, где его покупают, — пояснил г-н Карачинский. — Сегодня спрос на наши разработки там значительно выше, чем здесь. Так получилось. Но не исключено, что ситуация поменяется, и я даже уверен в этом”.
Вот и Сергей Мацоцкий, вице-президент IBS Group и председатель правления IBS, отметив оживление в России рынка аппаратного обеспечения, выразил уверенность (точнее, “почти уверенность”) в том, что уже в нынешнем году проявит себя отложенный спрос на более-менее крупные проекты, связанные с поддержкой инновационных программ, и ситуация на рынке будет возвращаться к той, что мы видели в 2006—2007 гг. “С одной стороны, это хорошо для нас, поскольку сулит большой рост и много заказов, — сказал он. — А с другой — это проблема, потому что не очень понятно, кто это все будет делать. Кадровый голод характерен для всей страны, а для нашего сегмента особенно”.
Однако, как говорится, нет худа без добра — грядущая демографическая яма, можно надеяться, заставит пересмотреть в целом отношение к проблемам эффективности. “Сегодня страна работает неэффективно, и чем острее будет дефицит кадров, тем больше компании будут стремиться к эффективности. Здесь виден колоссальный запас”, — считает Анатолий Карачинский.
Не остался без комментариев и недавний уход из IBS Алексея Ананьина, что отдельные СМИ объяснили внутренним конфликтом в компании. “Никакого конфликта не было, — заявил глава IBS Group. — В течение трех лет действовало акционерное соглашение, накладывавшее на акционеров “Борласа” некоторые ограничения. По истечении этого срока они стали свободными и у них появился выбор. Они долго думали и решили попробовать начать все с нуля. Но чтобы выйти из бизнеса, им нужно было договориться с нами и по количеству людей — их ушло чуть больше 100 человек. Это была наша плата за то, чтобы получить 100%-ный контроль над нашими акциями. Мы считаем, что это была хорошая сделка. Они тоже так считают”.
Другую хорошую, как утверждается, сделку спровоцировали непосредственно СМИ, ранее заподозрившие руководство IBS Group (по словам Анатолия Карачинского, без каких-либо на то оснований) в намерении продать входящую в состав группы компанию Softkey. Это вылилось в целый ряд выгодных предложений о покупке данного ресурса, и соответствующая сделка уже находится в стадии завершения. Очевидно, вскоре мы узнаем и ее детали.