12 марта текущего года Мосгорсуд оставил в силе закон Москвы “Об универсальной электронной карте (УЭК)”. Его отмены добивалась инициативная группа граждан ярко выраженного религиозного толка. В понимании истцов закон является неконституционным, несоответствующим федеральному гражданскому законодательству, преследующим бизнес-интересы негосударственных организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, но главное — антигуманным и полностью соответствующим апокалиптическим предсказаниям Иоанна Богослова двухтысячелетней давности.
Ответчиками выступали правительство Москвы и лично мэр города Сергей Собянин.
Напомним, УЭК призвана стать универсальным электронным идентификатором личности, объединяющим в себе множество документов гражданина (но на данном этапе не отменяющим их). Одной из главных функций УЭК должна стать интеграция в инфраструктуру создающегося электронного правительства. На карточке помимо банковского приложения и доступа к госуслугам предполагается реализовать множество дополнительных сервисов — от получения причитающихся гражданину льгот без территориальной привязки к региону непосредственного проживания до оплаты проезда в общественном транспорте. Выдача УЭК должна была начаться уже 1 января 2012 г., но из-за неготовности регионов сроки были перенесены на 1 января 2013 г.
В состоявшемся судебном разбирательстве, по словам пресс-службы Департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы, юристы города и члены суда подвергались серьезному психологическому давлению — вокруг здания суда активисты носили иконы и пели псалмы, представителям на процессе угрожали геенной огненной, проклинали и т. д.
Впрочем, помимо эмоциональных и теологических аргументов истцы предъявили и юридические претензии. По их мнению, Москва превысила свою компетенцию, а сам закон противоречит 210-ФЗ и 152-ФЗ (законы “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и “О персональных данных”).
Представители столичных властей заявили в суде, что закон принят в соответствии с компетенцией Москвы как субъекта РФ, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.
По итогам заседания, которое длилось около семи часов, суд отказал заявителям в их требованиях и оставил закон Москвы в силе.
По словам начальника правового управления ДИТ Ирины Сиренко, представлявшей интересы столичного правительства на процессе, отказ от получения УЭК, предусмотренный как федеральным, так и столичным законодательством, не лишит гражданина возможности получать государственные услуги традиционным способом. Более того, сама карта является всего лишь инструментом идентификации и не хранит данных о своем владельце и всех совершающихся им действиях и транзакциях.
В ДИТ уверены, что внедрение УЭК упростит доступ к услугам и сервисам, существенно расширит их выбор и снизит расходы на содержание аппарата чиновников. Власти просят верующих уважать интересы граждан, не желающих самостоятельно ходить по инстанциям и тратить время на стояние в очередях за получением справок. По мнению ДИТ, существующая нормативная база достаточно толерантна к религиозным убеждениям и не требует уточнения в этой части.
Мы обратились в ДИТ с вопросом, почему под прицелом религиозных активистов оказалась именно Москва, несмотря на то, что УЭК внедряется на федеральном уровне. По уверению пресс-службы Департамента, московский закон об УЭК принципиально не может отличаться от федерального, однако на уровне субъекта городом были конкретизированы параметры внедрения карт в регионе. Столица сделала это первой в стране, поэтому давление со стороны радикалов ощутила еще год назад, когда закон проводился через Мосгордуму. С тех пор аналогичные нормативные акты приняли и другие субъекты РФ, но Москва видимо остается более заметной.
Для избежания недоразумений стоит добавить, что, по уверению ДИТ, Русская православная церковь официально никогда не выдвигала никаких возражений против УЭК и никто из известных священников в суд не пришел и публичной поддержки иску не выразил.
Истцы-активисты по их собственным словам являются “православными юристами” и представляют Координационный комитет против внедрения УЭК. Данные об упомянутой организации легко обнаружить в Интернете. Первым пунктом целей и задач Комитета значится “создание предпосылок для отказа от обращения на территории РФ документов, а также использования технических средств, электронных систем и технологий, призванных по своему назначению или имеющих функциональную возможность осуществлять всеобъемлющий электронный контроль над личностью и манипуляции с общественным сознанием”.
По всей видимости к РПЦ данная организация никакого прямого отношения не имеет. И судя по обсуждениям на сетевых форумах, отношение к личности председателя Комитета — Галине Царевой — в религиозных кругах весьма неоднозначное.