Ниже мы попробуем поразмышлять на тему, как идущая сейчас “ИТ-мобилизация” повлияет на положение Microsoft на рынке и в какой степени эта корпорация способна участвовать в этом процессе или даже управлять им.
Мобильные устройства и ПК, частные пользователи и корпоративные заказчики
Тема планшетов за последние полгода явно вышла на первую позицию по уровню общественного интереса (hype) на ИТ-рынке, обогнав облака — хит последних двух лет. Причем в отличие от облаков, понятия весьма расплывчатого, туманного и почти неосязаемого, мобильные устройства и планшеты — это вещи очень даже реальные и, более того, доступные уже сейчас очень многим. Вопрос же заключается в другом: как широкое распространение планшетов отразится на развитии ИТ-рынка в целом (в первую очередь его корпоративной части). И в более конкретной постановке он почти в любых обсуждениях этой темы практически неминуемо выливается в такую формулировку: что будет с Microsoft и что она сможет противопоставить этому натиску “мобильных сил”.
Рассуждая об этом, прежде всего нужно сказать, что планшеты и Microsoft —в какой-то мере лишь символы более глобальных процессов, происходящих в ИТ-отрасли, точнее — это своеобразный “передовой край” столкновения двух рынков: традиционного корпоративного и быстро растущего частно-потребительского. Обращаясь к истории ИТ, стоит отметить, что изначально почти три десятилетий (с 1940-х) ИТ-отрасль развивалась, будучи нацеленной исключительно на корпоративных заказчиков. Частно-потребительский сектор начал формироваться лишь на рубеже 1970—1980-х, он быстро рост, но все же его относительная значимость на рынке была не очень велика.
И дело тут даже не в объемах продаж, а во влиянии на развитие рынка в целом. Ведь до недавнего времени проникновение ПК в дом шло чаще всего “через работу”: человек сначала становился ИТ-пользователем на службе, а потом уже приобретал ПК для дома. Естественно, что в такой ситуации дома доминировали “корпоративные” стандарты и подходы к использованию ПК. Но в начале нынешнего века потребительский рынок стал существовать все более в значительной степени самостоятельно, вне корпоративной составляющей. И сейчас мы наблюдаем нарастающий обратный процесс: проникновение “частных” технологий в корпоративную среду. Что наглядно видно на примере планшетов.
И в этой ситуации смены направлений технологических потоков именно Microsoft оказалась в самом центре событий, что вполне естественно, поскольку корпорация занимает особое (можно даже сказать, уникальное) промежуточное положение на ИТ-рынке, подвергаясь при этом натиску с двух сторон — корпоративно-серверной и мобильно-планшетной.
Microsoft — борьба на два фронта
Нужно вспомнить, что как раз в прошлом году был несколько раз озвучен тезис о закате эры ПК и наступлении эпохи пост-ПК, что подразумевает, что ПК (включая ноутбуки) должны потерять доминирующее положение на рынке в качестве клиентских устройств, сдав свои позиции в том числе разнообразным мобильным средствам. Весьма характерно, что подобные мысли озвучивали представители разработчиков серверных средств. В частности, особенно громко об этом говорил руководитель VMware Пол Мариц. Понять его (и всей этой группировки) желание движения ИТ именно в данном направлении не очень сложно. Во-первых, речь идет о продолжении многолетнего переноса вычислительных мощностей с клиентской части ИТ-системы на серверную. Во-вторых, вполне очевидно, что тут подразумевается ослабление позиций Microsoft, причем не только в клиентской части, но и в облачно-серверной.
Ведь специфика развития бизнеса Microsoft заключается в том, что она пришла на ИТ-рынок как поставщик настольной платформы (Windows + Office) и, уже завоевав тут в начале 1990-х прочные позиции (тогда еще не столь монопольные, но лидирующие), начала планомерное наступление в серверном направлении. В последние 10—15 лет ее система программных средства включает три основных взаимосвязанных компонента, причем лидирующие позиции двух настольных в значительной степени обеспечивает устойчивый рост третьего, серверного.
Отсюда нетрудно сделать вывод: потеря Редмондом позиций в клиентской части должна негативно отразиться и на его серверных делах. И потому, если посмотреть на историю ИТ с середины 1990-х, именно регулярно возникающие отраслевые инициативы в области клиентских решений (в качестве примера можно привести появление Java, Linux, онлайновых офисных сервисов) вызывают особый интерес и ИТ-поставщиков, и широкой общественности, поскольку тут речь идет о перспективе подрыва позиции системообразующего софтверного поставщика и, как результат, о возможном радикальном изменении расстановки сил на ИТ-рынке в целом.
Со своей стороны, Microsoft, разумеется, борется за удержание и развитие собственных позиций, реализуя, как это видится, такую стратегию:
-
максимальное сохранение значимости на рынке ПК-сегмента компании и обеспечение своего лидирующего положения;
-
продолжение активного продвижения в серверно-облачном направлении;
-
использование мобильно-онлайнового направления как дальних рубежей обороны своего корпоративного клиентско-серверного комплекса.
В такой трактовке понимания бизнеса Microsoft предполагается, что мобильному направлению компания отводит важную, но все же в основном вспомогательную роль. Хотя конечно же, как известно из военной истории, довольно часто “отвлекающие удары” в случае успеха могут становиться основными.
С учетом сказанного попробуем сформулировать три вопроса, на которые мы так или иначе выходим, осмысливая наступление эры пост-ПК:
-
в какой степени клиентский ПК-сегмент сможет сохранить свои позиции на ИТ-рынке?
-
удастся ли Microsoft удержать завоеванные позиции в клиентском сегменте?
-
сможет ли корпорация расширить свое присутствие в мобильно-планшетном мире?
При этом данные вопросы имеют не просто академически-теоретический характер и не связаны с заботой о судьбе компании. Они непосредственно связаны с проблемами, напрямую затрагивающими интересы подавляющей части всего рынка -- как поставщиков, так и потребителей.
Например, заказчиков волнует тема выработки стратегии обновления клиентской части своих ИТ-систем. Тут нужно вспомнить, что, по данным на осень прошлого года, около 50% клиентов работали на Windows XP. На что и как менять эту систему, срок жизни которой все же истекает? На сегодняшнюю Windows 7 или ждать новой Windows 8? А может на Linux? Или нужно переходить на вариант инфраструктуры виртуальных десктопов? А может быть, взять курс на замену клиентской x86-архитектуры новыми средствам на базе планшетов?
Но заказчики могут себе позволить решать все эти вопросы в текущем порядке, по мере их появления. А вот разработчику ИТ, особенно программных средств, необходимо понимание этих вопросов с перспективой как минимум на два-три года вперед, чтобы начать работать в нужных направлениях. Как широко и глубоко проникнут мобильные технологии в корпоративные системы? И технологии каких поставщиков выйдут тут на лидирующие позиции? Проще говоря: под какие мобильные платформы нужно начинать создавать сегодня клиентские приложения?
Microsoft — это уже не только Windows и даже — не столько Windows
Как это ни странно, но до сих пор у довольно большой части представителей ИТ-рынка Microsoft ассоциируется почти исключительно с Windows, причем именно настольной. Да, компания начинала свой бизнес с этой ОС, но с 1980-х структура ее бизнеса и направления развития постоянно, хотя и весьма эволюционно, менялись. Так, в ее арсенале сначала появился Office, который вышел из “подающих надежд” в лидеры в очень жесткой конкурентной борьбе с серьезными соперниками. А в середине 1990-х корпорация официально объявила, что ее стратегическая цель — корпоративный рынок (а не частный!) с его серверными технологиями. Процесс проникновения в серверную сферу шел с тех пор постоянно и достаточно успешно, хотя темпы тут были не так высоки, как в настольных делах.
Тем не менее еще с начала нынешнего века в структуре бизнеса (доход и прибыль) Microsoft к двум ее ключевым компонентам (Windows и Office) прибавилось в качестве базового еще и серверное направление, которое не очень быстро, но постоянно росло, в том числе в долевых показателях. В этой “трехглавой” композиции Windows долгое время держала лидерство, но во второй половине прошлого десятилетия ее обошел Office. А в текущем финансовом году корпорации (он закончится 30 июня 2012-го) настольная Windows, кажется, уступит второе место серверам. По крайней мере, в последнем отчетном квартале это уже произошло.
Сравнивая данные за 2002 и 2011 гг. (за последний квартал календарного года) хорошо видно, что все основные направления деятельности Microsoft росли в абсолютном выражении, но динамика их была различной: офисное и серверное направления росли быстрее. При этом нужно сделать еще одно важное замечание: увеличение объемов продаж Office в существенной мере обеспечивалосьтакже за счет серверной части этого семейства (SharePoint, Exchange и Lync). Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что если в 2002 г. продажи настольного и серверного ПО находились в соотношении 3—2,5:1, то сегодня — 1,5—1:1. И можно уверенно говорить, что эта пропорция будет и дальше меняться в сторону серверного ПО.
Такое изменение структуры бизнеса Microsoft показывает, что и критичность направления настольных Windows для корпорации уже не столь велика, как в 1990-е, когда оно было чуть ли не единственным “столпом” компании. Но это совсем не означает, что оно перестает быть важным для нее! Более того, нужно обратить внимание, что Windows является высокорентабельным направлением бизнеса Microsoft.
Теперь попробуем посмотреть на реализацию тезиса о наступлении “эры пост-ПК” с точки зрения финансовых результатов Microsoft. Как уже говорилось выше, “пост-ПК” совсем не означает исчезновение ПК с рынка (а возможно, даже не означает сокращение роста в абсолютных показателях). Число разнообразных клиентских устройств будет расти, но не столько за счет ПК (перехода пользователей с ПК, например, на планшеты), сколько за счет увеличения числа устройств в расчете на одного пользователя (планшет в дополнение к ПК).
Если посмотреть на данные Microsoft по продажам настольных Windows, то можно легко увидеть, что эти объемы все же продолжают в среднем расти в абсолютных показателях. И можно уверенно предположить, что эта динамика гарантированно сохранится еще как минимум два-три года, имея в виду, что сегодняшние пользователи Windows XP в значительной мере будут мигрировать на текущую Windows.
Разумеется, планшеты “отъедят” некоторую, не исключено даже, что значительную, долю у ноутбуков (вряд ли у настольных ПК), снизят темпы роста их продаж, а возможно, и приведут к сокращению поставок. Но тут нужно отдавать себе отчет в том, что рынок планшетов совсем не является потерянным для Microsoft. Планшетное направление по сути сегодня находится в начальной стадии формирования, и основные события на нем начнутся с выходом Windows 8, при этом у Microsoft имеются очень сильные козыри в пользу своей следующей ОС, в первую очередь благодаря интеграции на одном устройстве фактически систем двух типов — традиционной Windows (Окна) и новой Windows (Metro).
Когда же Microsoft “откроет свои карты”, выпустит Windows 8? Корпорация хранит на этот счет строгий обет молчания, держа в напряжении как своих конкурентов, так и сторонников (пользователи, партнеры). По нашим оценкам, это произойдет все же не ранее начала 2013 г. Хотя, как знать… Сроки выхода новой ОС в основном будут определяться не столько техническими аспектами (например, широтой функционала), сколько изменением конъюнктурной ситуации на рынке. В Редмонде работают большие мастера в вопросах вывода продуктов на рынок в нужное время.
IV кв. 2002 г. | IV кв. 2011 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Доход, млрд. долл. | Доля, % | Доход, млрд. долл. | Доля, % | Операционная прибыль, млрд. долл. | Рентабельность, % | |
Всего | 8,541 | 20,885 | 7,994 | |||
в том числе: | ||||||
Клиентские Windows | 2,534 | 29,7 | 4,736 | 22,7 | 2,850 | 60,2 |
Семейство Office (включая серверы) | 2,285 | 26,8 | 6,279 | 30,1 | 4,152 | 66,2 |
Серверы и инструменты | 1,763 | 20,7 | 4,772 | 22,8 | 1,996 | 41,8 |
Другое | 22,8 | 24,4 |