Компания ABBYY объявила итоги 2011 г. Сообщается, что за этот период её доходы в России выросли на 46%, что примерно в два раза превышает темпы роста российского рынка программного обеспечения, который, по предварительным оценкам экспертов IDC, в 2011 г. увеличился на 22%. Рост доходов ABBYY в мире составил 35%.
В 2011 г. компания продолжила развитие международной сети представительств. Были открыты новые офисы в Австралии и Канаде. Сегодня в составе ABBYY 14 офисов в 11 странах, в них работает свыше 1100 сотрудников. Головной офис компании, в задачи которого входят исследования и разработки, а также стратегическое планирование бизнеса, находится в Москве.
“В 2011 г. существенная часть корпоративных клиентов разморозили инвестиции в инфраструктурные ИТ-проекты, также оживление произошло и на рынке массового ПО. Эти факторы позволили нам значительно увеличить темпы роста бизнеса по сравнению с предыдущими годами. Что касается стратегического развития, то компания продолжает наращивать инвестиции в разработку лингвистических технологий нового поколения ABBYY Compreno: в 2011 г. мы начали реализацию пилотных внедрений этой технологии в крупных организациях”, — рассказал генеральный директор “ABBYY Россия” Григорий Липич.
Сообщается, что существенная часть доходов ABBYY в России в минувшем году пришлась на корпоративный сегмент. При этом значительную долю выручки составили системы массового ввода и обработки документов на базе линеек продуктов ABBYY FlexiCapture и ABBYY Recognition Server — продажи данных решений выросли на 65%. Специалисты компании считают, что этот рост отвечает тенденциям рынка: вместе с проникновением автоматизации в различные сферы бизнеса, увеличиваются и объемы сканируемых и распознаваемых бумажных документов. Одновременно набирает популярность использование систем электронного документооборота, особенно при работе с финансовыми документами.
При этом, отметил Григорий Липич, по сравнению с Европой или США, уровень проникновения таких решений в масштабах России все еще низкий, что дает огромный потенциал роста для компаний, поставляющих ПО, решения и услуги для автоматической обработки документов. В целом же, в том числе с учетом поставок других групп ПО, рост корпоративных продаж ABBYY в России в прошлом году составил около 40%. При этом отраслевая структура продаж за последние 10 лет мало изменилась: флагманами автоматизации по-прежнему остаются банковская, страховая, телекоммуникационная, нефтегазовая отрасли и государственный сектор.
В 2011 г. специалистами ABBYY в России реализовано несколько десятков крупных проектов. Решения ABBYY также использовались в проекте единого государственного экзамена и годовой итоговой аттестации в средних школах России, а также в ходе переписи населения в Таджикистане. Всего же за год в России и странах СНГ в корпоративном секторе было заключено около 800 сделок и поставлено свыше 700 тыс. лицензий на ПО.
Предполагается, что в 2012 г. доходы ABBYY в мире увеличатся на 30%, а в России — на 40%.
Приложения и технологии для мобильных устройств
В 2011-м ABBYY выпустила новые решения для платформ Apple iOS и Android. При этом продажи ее мобильных приложений в России увеличились на 72%. Разработчики утверждают, что в настоящее время в мире приложения и OCR-технологии ABBYY установлены на мобильных устройствах более чем 3,5 млн. пользователей. Самыми активными покупателями мобильных приложений ABBYY — около 64% пользователей — являются владельцы устройств на базе платформы Apple iOS. В декабре 2011 г. ABBYY выпустила версию словаря ABBYY Lingvo для ОС Android. Благодаря этому, а также благодаря продажам другого приложения ОС Android — ABBYY Business Card Reader — число пользователей мобильных приложений на этой платформе за 2011 г. составило 29%, по сравнению с 8% в 2010-м. Доля операционной системы Symbian в общей структуре продаж мобильных приложений ABBYY снизилась до 7% с 11% в 2010-м и 30% в 2009 г. Словарей под Windows Phone 7.5 компания ABBYY пока не выпускает. Ждет, когда в мире будет продано не менее 10 млн. смартфонов, работающих под управлением этой ОС.
“Все больше компаний в мире чувствуют необходимость внедрения в свои бизнес-процессы мобильных технологий обработки документов, — утверждает Григорий Липич. — В ответ на эти запросы в 2011 г. мы выпустили ABBYY Mobile DataCapture Solutions — программное решение, объединяющее технологии оптического распознавания и потокового ввода данных”. По его словам, использование этого решения позволит превратить мобильные телефоны со встроенной фотокамерой в простой инструмент ввода и обработки данных. Например, клиент страховой компании, купивший у нее полис ОСАГО, при оформлении ДТП по европротоколу, может при помощи смартфона зарегистрировать страховой случай, снять с помощью телефона необходимые документы, как свои, так и других участников происшествия, и отправить их в страховую компанию для дальнейшей обработки.
Массовые и облачные решения
В июне 2011 г. компания выпустила новую версию электронного словаря ABBYY Lingvo x5, а в августе начались продажи новой версии программы для распознавания текста ABBYY FineReader 11. При этом в России рост доходов в сегменте продуктов для массового пользователя был более скромным, чем в сегменте корпоративных продаж, и составил 28%.
Одновременно с анонсом новой версии словаря ABBYY Lingvo для пользователей этого продукта был предоставлен доступ к новому лингвистическому порталу Lingvo.Pro, что позволяет пользователям продукта обращаться к словарям даже тогда, когда под рукой нет компьютера с установленной на нем программой. По данным на начало марта, новым порталом пользуется около 800 тыс. уникальных посетителей в месяц. Продолжает развиваться и сервис для распознавания документов ABBYY FineReader Online: по данным компании, сегодня его зарегистрированными пользователями являются свыше 290 тыс. человек.
Также в конце 2011-го началось закрытое бета-тестирование ABBYY Cloud OCR SDK — веб-API, который предоставляет возможности встраивания функций оптического распознавания текстов для разработчиков облачных приложений на платформе Windows Azure. В марте 2012 г. стартовало открытое тестирование этой технологии, по данным на начало марта, ABBYY Cloud OCR SDK начали использовать в своих проектах свыше 300 разработчиков.
Инвестиции компании в новые лингвистические технологии
Предполагается, что система понимания, анализа и перевода текстов на естественных языках ABBYY Compreno станет лингвистической платформой для решения на качественно новом уровне целого спектра прикладных задач в области перевода, интеллектуального и многоязычного поиска, извлечения фактов и связей.
Эта технология базируется на новейших лингвистических исследованиях и может обеспечить письменный перевод с одного языка на другой, поиск документов по смыслу, а не по ключевым словам, извлечение фактов и связей между объектами поиска или мониторинга, мониторинг организаций и персоналий и построение аналитических отчетов. Она также позволяет получить ответы на запросы, заданные обычным языком. А ещё она поддерживает многоязычный поиск (когда вопрос задается на одном языке, а ответы выдаются на всех поддерживаемых системой языках. С её помощью также возможна классификация документов, определение авторства документов, поиск документов, похожих по смыслу и т. д.
Проект ABBYY Compreno компания представила в декабре 2010 г. и благодаря ему стала одним из первых резидентов “Сколково”. Фонд поддержал проект грантовым финансированием в объеме 475 млн. руб., аналогичные средства вкладывает в проект и сама компания. Еще до привлечения гранта ABBYY инвестировала в разработку данной технологии свыше 50 млн. долл. собственных средств. Сегодня над проектом трудится свыше 350 сотрудников. В 2011 г. на базе ABBYY Compreno началась реализация пилотных проектов с несколькими крупными заказчиками. Имена этих заказчиков пока не раскрываются.