“Информация будет нефтью 21-го века”, — заявил вслед за Gartner в своем выступлении на конференции “IBM: современные перспективы преобразования и развития” директор по развитию бизнеса IBM NorthEast Юха Телио. Метафора, которая, похоже, в целом верна, заставляет задуматься, насколько далеко может быть продолжена подобная аналогия. К примеру, как и где будет накапливаться информация, и кто сможет осуществлять “разработку месторождений”? По мнению докладчика, главное — не накопление информации, а умение превратить ее, проведя предварительную обработку и анализ, в ценный актив. Вероятно, в силу этих причин основное внимание конференции, посвященной использованию самого разного ПО IBM, было в значительной мере сфокусировано на бизнес-аналитике.
Впрочем, сама аббревиатура BI употреблялась не столь часто: больше говорилось о том, как IBM предлагает решать те или иные практические задачи. “Информационные технологии все чаще рассматриваются не сами по себе, а как способ решения тех или иных проблем бизнеса, — пояснила директор подразделения программного обеспечения представительства IBM в России и СНГ Татьяна Сорокина. — В этом отношении бизнес-аналитика сегодня особенно востребована, и поэтому она занимает такое заметное место на данной конференции. Действительно, IBM в последние годы отходит от чисто продуктового структурирования своего портфеля и пытается предлагать специализированные решения для тех или иных отраслей или бизнес-задач. В этом же направлении меняется структура наших подразделений: там концентрируются специалисты с опытом работы в определенных отраслях. Примером подобных направлений является IBM Smarter Commerce, призванное решать широкий спектр задач, которые стоят перед сферой торговли”.
Эта стратегия находит отражение и в процессах расширения продуктового портфеля за счет покупки компаний, преуспевших в той или иной отраслевой или технологической нише. Татьяна Сорокина обратила внимание аудитории на средства управления рисками приобретенной в прошлом году фирмы Algorithmics, которые могут быть очень полезны в банковском секторе. Ряд удачных покупок сделан уже в нынешнем году. Это компания Emptoris с её облачными аналитическими инструментами, помогающими рационально организовать работу служб снабжения и цепочек поставок. Облачные приложения фирмы DemandTec призваны увеличить прибыльность торговых предприятий за счет оптимизации ценовой политики и ассортимента, а также более эффективного продвижения продукции. И наконец, решения израильской Worklight, разрабатывающей ПО для поддержки безопасной работы смартфонов и планшетов в корпоративных средах, будут полезны предприятиям, делающим ставку на расширение спектра используемых клиентских устройств, в том числе принадлежащих сотрудникам лично.
В какой мере подобные новые решения востребованы в нашей стране? “Здесь многое зависит от степени зрелости и готовности российских организаций к применению этих технологий, — убеждена Татьяна Сорокина. — К примеру, мы предлагаем комплексное решение Intelligent Operations Center, предназначенное, в частности, для разумного управления городским хозяйством и охватывающее вопросы безопасности и экономической эффективности. Готов ли к его использованию рынок? Не очень. И наша главная задача сегодня — показать, каким образом применение таких продуктов поможет организациям решать их насущные проблемы”.
Своеобразным индикатором степени зрелости предприятия Юха Телио предложил считать так называемый коэффициент аналитичности (Analytic Quotient, AQ), который вычисляется как отношение реализованных возможностей к потенциально достижимым. Несмотря на то, что к продвижению концепции AQ приложила руку и сама IBM, объяснить хотя бы в общих чертах методику расчета Юха Телио не взялся. Однако общая закономерность такова, что чем больше аналитических средств использует в своей деятельности предприятие, тем оно успешнее.
Примером может служить проект в “Холдинге МРСК”, о котором рассказал начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Андрей Коновалов. Холдинг владеет пакетами акций одиннадцати МРСК, управляющих распределительными сетями в 69 регионах России и владеющих 80% распределительного сетевого комплекса страны. Ему приходится отчитываться перед Минэнерго, Росимуществом и другими госструктурами. В регламенте информационного обмена используется 291 отчетная форма, и для их заполнения на местах собирается более 60 тыс. показателей. Сырая информация поступает в холдинг в самых разных форматах, после чего ее нужно корректно консолидировать. При этом 90% времени сотрудники холдинга тратят на поиск и сбор информации, и лишь 10% остается на ее анализ. Теперь обе указанные задачи решаются на платформе IBM Cognos, что, как уверяет Андрей Коновалов, позволило в 4 раза снизить трудозатраты на подготовку отчетов.
Активный рост интереса к аналитике обусловлен, по мнению Юхи Телио, тремя факторами: появлением новых источников информации и ростом ее объемов (Big Data), возрастающей клиент-ориентированностью бизнеса и стремлением к повышению эффективности и снижению рисков. В настоящее время в IBM ведется большая работа по построению платформы Big Data, причем, как подчеркнул докладчик, она должна не только позволять обрабатывать огромные объемы неструктурированного контента, но и учитывать вероятную недостоверность и искаженность информации, извлекаемой из таких публичных источников, как социальные сети.
На пленарном заседании конференции был проведен интерактивный опрос, в котором организаторы интересовались, в частности, какие направления для присутствующих российских заказчиков особенно приоритетны. Одним из предлагаемых вариантов ответов был социальный бизнес. Но на него указало явное меньшинство. “Думаю, просто далеко не все еще в полной мере понимают, о чем идет речь, полагая, что под данным термином имеется в виду социальная ответственность, социальные льготы или неуправляемая стихия массовых социальных сетей, — посетовала Татьяна Сорокина. — А ведь это очень мощный способ вовлечения сотрудников, партнеров и клиентов через новые каналы коммуникации в деятельность предприятия, использования их опыта и знаний”.