“Мировая ИТ-отрасль находится на этапе рождения третьей платформы”, — заявил в своем выступлении на очередном ежегодном BI-форуме SAP вице-президент IDC по исследованиям мирового рынка ПО и услуг Генри Моррис. Первая платформа базировалась на мэйнфремах с терминальным доступом, вторая — на сетях и архитектуре клиент-сервер, а третья объединит в себе широкополосный мобильный доступ, облачные сервисы, концепции социального бизнеса и вовлечет в оборот и анализ гигантские объемы данных в самых разных форматах (Big Data). Есть еще один важный количественный фактор: если на первой платформе работали миллионы пользователей, на второй — сотни миллионов, то на третьей их количество будет исчисляться миллиардами, т. е. она охватит практически все население земного шара. Нетрудно заметить, что прямо или косвенно упомянутые качества третьей платформы связаны с накоплением, анализом и наглядным представлением собранной тем или иным образом информации.
По словам руководителя департамента бизнес-аналитики московского офиса SAP Дмитрия Лисогора, их BI-бизнес развивается в нашей стране очень успешно. Среди наиболее крупных названы проекты в “Сургутнефтегазе”, “Северстали”, “Объединённой металлургической компании” и Федеральной налоговой службе. Хорошие перспективы компания видит в интеграции инструментов BI со средствами коллективной работы и социально-сетевого общения. По прогнозу Gartner, на такие решения в 2015 г. будет приходиться 15% внедрений. Если судить по мировой статистике, приведенной Генри Моррисом, наибольшую отдачу приносят компаниям традиционные решения, позволяющие снижать затраты (55%), совершенствовать бизнес-процессы (42%) и удерживать клиентов (35%). Лишь 22% респондентов упомянули экономический эффект, связанный с соблюдением норм регуляторов, но, судя по активности регулирующих органов, цифра эта в ближайшие годы будет расти. Впрочем, эти данные описывают только те компании, которые точно знают, что их инвестиции в BI окупились (таковых оказалось 54%). Стоит обратить внимание на то, что 15% компаний эти инвестиции вернуть не смогли, а 31% не представляют себе, как подобную окупаемость можно оценить. Одна из причин, отмеченных Генри Моррисом, — недостаточная квалификация специалистов, отвечающих за бизнес-аналитику и формирование моделей.
Нельзя не отметить тот факт, что купив компанию Sybase и выпустив собственную программно-аппаратную платформу HANA, SAP заявляет свои претензии и на рынок базовых технологий, поддерживающих BI, вступая в конкуренцию с корпорациями IBM, Oracle и Microsoft. В частности, SAP намерена очень активно продвигать аналитическую СУБД с поколоночной моделью хранения таблиц Sybase IQ. Сообщая об этом, Дмитрий Лисогор объявил о давно ожидаемом начале продаж в нашей стране ERP-системы SAP Business Suite на платформе СУБД Sybase Adaptive Server Enterprise (ASE). Несмотря на то что сервер БД Sybase ASE пользовался в свое время большой популярностью (особенно в банках), за последнее десятилетие его доля на мировом рынке БД заметно снизилась, что объяснялось в определенной степени тем, что он не входил в список платформ, поддерживаемых лидером рынка ERP — компанией SAP. После того как Sybase была куплена SAP, решение о поддержке Sybase ASE представляется вполне естественным.
Гораздо загадочнее выглядел другой тезис, озвученный Дмитрием Лисогором. По его словам, перед компанией руководством поставлена цель — стать игроком номер два на мировом рынке СУБД. Если учесть, что сегодня эту позицию занимает IBM, трудно представить, как SAP будет решать указанную задачу. Вряд ли она последует примеру Oracle, которая изначально предлагала свою ERP-систему Oracle E-Business Suite только в комплекте с собственной СУБД. Имея десятки тысяч клиентов, использующих конкурирующие серверы БД, сделать такой шаг будет попросту невозможно. Российское представительство ставит перед собой вроде бы менее амбициозную цель — стать на местном рынке БД игроком номер три вслед за Oracle и Microsoft. Однако, думается, сделать это будет тоже совсем не просто.