Совместные предприятия (СП) рискованны по определению. Многообещающие на стадии создания, со временем они, как правило, увядают и умирают. Причины различны, самая частая — внутренние разногласия. Но порой случаются и непредсказуемые внешние воздействия.
Так обстоит дело с внезапной ликвидацией совместной компании Symantec — Huawei. Первоначально совместное предприятие было создано для объединения технологий хранения данных компании Symantec и оборудования мультимиллиардного китайского конгломерата Huawei. Цель СП состояла в том, чтобы, используя производственные возможности Huawei, предложить продукты по весьма агрессивным ценам и в результате захватить часть рынка. В дальнейшем Symantec и Huawei планировали выйти в сегмент сетевого оборудования.
И вот пришло сообщение о закрытии СП: Symantec побаивается, что постоянные отношения с Huawei могут негативно отразиться на ее бизнесе в области информационной безопасности. Видимо, правительство США стало опасаться утечки секретной информации, доступной Symantec, в руки китайского правительства. Дело в том, что в последнее время все более нарастает беспокойство по поводу увеличения количества кибератак со стороны Китая.
Провайдеры решений, которые ориентировались на СП Symantec — Huawei, неожиданно для себя оказались под ударом в непрекращающейся кибервойне. Есть тут, правда, и хорошая новость: компаний пострадало не так уж много. СП Symantec — Huawei имело солидный набор программно-аппаратных решений, но конкуренты в лице Cisco, EMC, Hewlett-Packard и Juniper Networks вполне могли соперничать с ними по ценам в зависимости от объема закупки. Конечно, большинство провайдеров решений знает, что акцент на цене, а не на марже обычно затрудняет работу.
Наглядный пример с Symantec — Huawei, вероятно, ещё долго будет служить аргументом против совместных предприятий. Несмотря на благие намерения, такое предприятие может провалиться после изменений в управленческой команде или новых приобретений.
Иногда один из участников СП выкупает долю другого, и это лучший исход для партнеров по каналу сбыта. Но чаще от ликвидации совместных предприятий страдают поставщики решений, которые сталкиваются с серьезными трудностями в бизнесе, когда клиенты начинают задавать острые вопросы о будущей поддержке.
Жизнь большинства поставщиков решений сложна и без дополнительных неопределенностей. Большинство из них с подозрением относятся к совместным предприятиям или маркетинговым акциям производителей. С их точки зрения более практично самостоятельное создание решений на основе разных компонентов без помощи поставщика, даже если эта помощь могла бы быть и очень полезной.
Помимо возможности действовать более гибко данный подход позволяет провайдерам решений избегать неловких ситуаций, когда нужно извиняться перед клиентами за действия третьих лиц. Когда имеешь дело с технологиями, поводов для извинений и без того хватает, чтобы дополнять их ещё и новыми только потому, что два вендора вдруг решили, что больше не заинтересованы друг в друге.