Длинные логистические цепочки поставок товаров или сырья имеются у предприятий и компаний самых разных секторов экономики. Эффективное управление логистикой, производством, взаимосвязью поставок и производства позволяет увеличивать оборачиваемость, грамотно управлять остатками на складах, повышать прибыльность бизнеса в целом за счет улучшения поддерживающих бизнес процессов. Очевидно, наиболее чувствительными в этом плане являются компании, работающие в сфере розничной торговли. Чтобы быть конкурентными, они должны чутко реагировать на изменения покупательского спроса, максимально оперативно обновлять ассортимент, иметь оптимальные остатки товаров на складах. И чем крупнее ритейлер, тем злободневнее для него перечисленные проблемы. Но сходные задачи актуальны не только для торговой сферы. Исследования Gartner подтверждают, что решения для управления производительностью цепочек поставок (SCM) находятся сегодня на подъеме, а через несколько лет их использование станет повсеместным.
Именно крупные фирмы являются приоритетными клиентами глобального вендора специализированных программных продуктов по управлению цепочками поставок JDA Software Group (штаб-квартира в Аризоне, США). Недавно компания объявила об открытии в Москве своего локального офиса и озвучила планы по освоению российского рынка.
Успехи и планы
По оценке Хэмиша Брюйера, главного исполнительного директора JDA Software Group, российский рынок созрел для таких специализированных продуктов, как управление цепочками глобальных поставок. Один из признаков зрелости рынка чисто технический: многими крупными российскими ритейлерами уже внедрены западные ERP-системы, надстройкой к которым и становятся специализированные программные продукты от JDA. Но основной показатель — продолжающийся рост российского рынка в целом. Открытие JDA локального офиса в Москве обусловлено возросшим спросом на решения компании, при этом планируется, что офис будет обслуживать не только российских клиентов, но и будущих клиентов из Украины, Казахстана, Грузии, Белоруссии и Азербайджана, т. е. всего близлежащего региона.
Рассказывая об успехах на международном рынке, представитель JDA Software Group отметил, что клиентами компании являются более 6 тыс. предприятий по всему миру и в самых разных сферах экономики: розничная, оптовая торговля, металлургия, транспорт и логистика. Годовой оборот компании находится на уровне 700 млн. долл., рост бизнеса по итогам 2011 г. — 9%. Бизнес JDA Software Group растет в том числе и за счет приобретений — за последние 12 лет куплено 11 компаний.
Разат Горав, старший вице-президент региона EMEA в JDA Software Group, отметил, что компания не является абсолютным новичком на российском рынке. Ее продукты уже работают в X5 Retail Group NV, Gloria Jeans, группе компаний “Дикси”, а в сфере металлургии — в горно-металлургической компании “Северсталь”, на Магнитогорском металлургическом комбинате, на ряде других крупных российских предприятий. Для компаний розничной торговли в числе задач, которые позволяет успешно решать специализированное ПО, — управление категориями товаров, прогнозирование покупательского спроса, регулирование складских запасов. Для предприятий металлургической отрасли актуально грамотное распределение материальных ресурсов между заводами, сокращение незавершенного производства и запасов сырья и многие другие задачи. В целом по России затраты на транспорт и логистику составляют высокую долю в стоимости продукции предприятий любой отрасли, отметил г-н Горав, и специализированные решения помогают их оптимизировать.
В планах JDA Software Group, сказал он, ежегодно увеличивать объем бизнеса в два раза, а итоговая цель — в течение трех-пяти лет вывести бизнес в России на такие объемы, чтобы он составлял порядка 25% от глобального бизнеса компании.
В числе приобретенных JDA Software Group компаний, заметим, есть и известная i2 Technologies, в свое время тоже выходившая на российский рынок с большими планами — например, в течение двух лет захватить более половины рынка.
Опыт внедрений
Ярослав Дундук, региональный менеджер по Восточной Европе Avon, согласен с тем, что для глобальной компании использование в целях планирования и анализа деятельности средств вроде Excel не оправданно. Так, в Avon (общий оборот — порядка 11 млрд. долл., более 6,4 млн. представителей по всему миру) каталог товаров обновляется каждые три недели, меняются и цены, установлены жесткие показатели эффективности для всех критичных бизнес-процессах. Решения JDA, установленные еще в 2001 г., “ответили на все упомянутые вызовы”, обеспечивают детальное планирование производства, ежедневных отгрузок, дистрибуции. У пользователей системы есть возможность развивать сеть поставок, добавляя в цепочку новые локации, работать “с исключениями”, т. е. пользователи с различными правами и ролями могут просматривать только те товары, с которыми им необходимо работать. Докладчик также добавил, что программные продукты имеют широкий набор вычислительных методов в различных сферах производства, удобный пользовательский интерфейс, возможность осуществления разнообразных выборок и пользовательских отчетов различных конфигураций, все решения интегрированы с ERP-системой и другими программными продуктами, входящими в состав корпоративной ИС.
К преимуществам внедренных решений г-н Дундук отнес возможность управления уровнями сервисов, повышение гибкости и прозрачности цепи поставок, актуальность ежедневных данных, возможность одновременного доступа всех пользователей к любым отчетам, охват решениями всех аспектов деятельности компании — от прогнозов до детализированного планирования производства.
Виталий Белевич, директор управления по развитию информационных систем компании “Дикси”, отметил, что проблемы с эффективным управлением цепочками поставок начались у них после резкого роста и укрупнения бизнеса. В числе первых задач стояло централизованное планирование полочного пространства в торговых залах магазинов. Решение JDA было выбрано в силу большого опыта использования ее продуктов именно в розничной торговле и конкретно в области категорийного менеджмента (партнером по внедрению стала компания Strategix). На сегодня все 1200 магазинов JDA работают в системе, что позволяет видеть планограммы размещения товаров во всех магазинах сети и эффективно управлять ими.
О пользе планов
Представители JDA не раз отмечали в своих докладах, что наибольший эффект от оптимизации логистических цепочек наблюдается именно при больших масштабах бизнеса. С учетом наших обширных пространств это как нельзя более кстати, ибо, как справедливо заметил Разат Горав, затраты на транспорт и логистику в России составляют высокую долю в стоимости продукции предприятий любой отрасли. Успехи проектов оптимизации логистических цепочек, их взаимодействия с производством в крупных розничных компаниях, на отечественных металлургических заводах-гигантах, перечисленные на пресс-конференции, возможно, несколько переоценены. Но эти примеры есть, и почему бы им не стать первыми звеньями в цепочке более глобальных проектов, ибо наши масштабы действительно огромны, а дороги большей частью пока все в том же состоянии. Конечно, сложно поверить в то, что на основе информационных технологий бизнес быстро сможет сделать то, что веками не удавалось сделать российскому государству при помощи самой мощной строительной техники, т. е. наладить эффективные внутренние взаимосвязи в бизнесе, в обществе, сделать их более комфортными. В любом случае, большие планы могут и не принести больших побед, но их отсутствие, как известно, — прямой путь к поражению.