В своем выступлении на недавнем ежегодном форуме компании SAP, посвященном BI, руководитель департамента бизнес-аналитики московского офиса SAP Дмитрий Лисогор сделал акцент на тех преимуществах, которые получают предприятия, использующие подобные технологии. В то же время за последние годы в портфеле у SAP появились мощные решения на уровне базовой платформы BI. Чтобы разобраться, каким образом эти средства могут помочь предприятиям в решении тех или иных практических задач, с Дмитрием Лисогором беседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев. Разумеется, мы не могли обойти вниманием сенсационное заявление г-на Лисогора на этом форуме о том, что руководство SAP AG намерено вывести компанию на второе место в мире на рынке СУБД.
PC Week: О степени амбициозности планов SAP по завоеванию рынка СУБД можно судить хотя бы по тому, что для их реализации компания должна будет опередить такого крупного игрока, как IBM. За счет чего это можно сделать?
Дмитрий Лисогор: На мой взгляд, есть три направления, по которым мы можем двигаться. Во всяком случае, их мы обозначили в своих предложениях высшему руководству в прошлом году, когда строили аналогичные планы для России. Во-первых, мы можем рассчитывать на свою клиентскую базу и предпримем определенные шаги, чтобы убедить тех, кто использует наши бизнес-приложения на платформах СУБД других вендоров, мигрировать на платформы, предлагаемые SAP. Мы можем представить расчеты, свидетельствующие о более низкой совокупной стоимости владения (TCO) в случае использования, к примеру, СУБД Sybase Adaptive Server Enterprise (ASE). Разумеется, всем новым заказчикам мы будем настойчиво предлагать Sybase ASE в качестве приоритетной СУБД. Для этого нужно наращивать число специалистов по СУБД Sybase, и мы намерены это делать. Во-вторых, мы собираемся усилить свое взаимодействие с ISV-разработчиками, создающими собственные приложения баз данных. В России такие партнеры есть: один из них — известная своими банковскими системами компания “Диасофт”. Во второй половине года ISV-разработчикам станет доступна и аналитическая программно-аппаратная платформа SAP HANA. В-третьих, мы рассчитываем на более широкое использование платформ Sybase IQ и HANA для решения специфических аналитических задач, где необходимы высокие скорости обработки больших объемов данных, но необязательно связанных с традиционными приложениями SAP.
PC Week: Если вернуться к тематике BI, какова была доля решений Business Objects в суммарном доходе SAP за прошлый год в мире и России?
Д. Л.: Если рассматривать доходы от продаж лицензий, то доля продуктов Business Objects — более 30%. В России это чуть меньше 30%, но в целом цифры одного порядка. В мире они варьируются в более широких пределах: в США — доля продаж Business Objects свыше 50%, в Европе — более 40%. Нужно учитывать, что после покупки компании Business Objects была проведена большая работа по консолидации продуктовых линеек, в ходе которой было исключено дублирование продуктов. К примеру, в системе SAP Business Warehouse (BW) теперь для ETL-загрузки данных используются только инструменты Business Objects. После выпуска версии Business Objects 4.0 мы можем с уверенностью говорить, что процесс консолидации аналитических продуктовых линеек SAP и Business Objects завершен.
PC Week: Насколько велик спрос на программно-аппаратный аналитический комплекс HANA в России?
Д. Л.: Изначально мы предлагали нашим российским клиентам комплекс SAP HANA вместе с вполне определенными сценариями его использования. Скажем, для ускорения генерации некоторых видов отчетности с использованием данных непосредственно из ERP-системы. Такие сценарии пока отечественными компаниями не очень востребованы. Не все из них применяют ERP настолько полно, чтобы оттуда можно было получать всю информацию для отчетов. А кроме того, временнáя задержка между запросом и выпуском отчета, достигнутая в этих компаниях сегодня, их вполне устраивает. Люди не понимают, зачем платить дополнительные деньги за ускорение, которое им не нужно.
Однако в ноябре прошлого года стала доступна версия SAP HANA, работающая с хранилищем SAP Business Information Warehouse (SAP BW). И это предложение вызвало неподдельный интерес у многих российских заказчиков, уже построивших большие хранилища данных на SAP BW, служащие основой их информационно-аналитических систем. Для ускорения обработки таким клиентам будет достаточно перенести хранилище с дисковой системы хранения в оперативную память HANA, что технологически весьма просто. Принципиальных ограничений на объем данных, размещаемых в оперативной памяти HANA, нет: сейчас сертифицированы промышленные конфигурации с ОЗУ 8 Тб, что с учетом сжатия соответствует реальному хранилищу в 30—40 Тб. В России у нас только один клиент имеет хранилище подобного масштаба. В случае необходимости для отдельных заказчиков мы можем провести сертификацию и более мощных конфигураций.
PC Week: Как осуществляются поставки комплексов SAP HANA и кто отвечает за их развертывание и поддержку? Какие партнеры? С какой квалификацией?
Д. Л.: Партнер должен уметь устанавливать и поддерживать аппаратную платформу, а кроме того, у него должна быть достаточно высокая компетенция в области BI и программных средств HANA. Сегодня в России есть сертифицированные партнеры такого рода, и у некоторых из них развернуты демонстрационные стенды SAP HANA. Соответствующее подразделение имеется и в нашем департаменте SAP Consulting. Основу аппаратной платформы HANA составляют blade-серверы стандартной архитектуры, поэтому их поставщика заказчик может выбирать самостоятельно. При этом поддержку всего программно-аппаратного комплекса осуществляет партнер SAP.
PC Week: В СУБД Sybase IQ и HANA используются близкие технологии (column-based). Почему SAP не предлагает комплексное решение, в котором Sybase IQ могла бы исполнять роль корпоративного хранилища, а HANA — высокопроизводительного аналитического кэша?
Д. Л.: Такие проекты уже есть, правда не в России, а в США. В SAP BW имеется интерфейс Near-Line Storage, с помощью которого аналитическая модель определяет, откуда она должна брать те или иные данные. Если все исторические данные находятся в дисковом хранилище под управлением Sybase IQ, то наиболее активно используемую их часть можно переместить в оперативную память HANA, а остальные, если они понадобятся, через Near-Line Storage будут извлекаться из Sybase IQ.
PC Week: Недавно прошло сообщение об интеграции HANA и прикладной системы SAP Business One. По силам ли малым предприятиям, на которые ориентирован продукт SAP Business One, покупать и поддерживать столь мощную платформу?
Д. Л.: Дело здесь в том, что, поскольку продукт Business One имеет двухуровневую архитектуру, любая аналитическая нагрузка на сервер сразу же сказывается на производительности транзакционных операций. Поэтому перенос аналитической обработки на отдельный быстрый сервер HANA в данном случае является оправданным и решает многие проблемы. Таким предприятиям не нужно анализировать очень большие объемы данных, значит, аппаратная часть будет иметь вполне разумную стоимость. В частности, анонсирована недорогая конфигурация SAP HANA Edge, которая, обладая всей функциональностью базовой версии, накладывает ограничение только на максимальный объем оперативной памяти (до 32 Гб или около 300 Гб не сжатых данных).
PC Week: Какова стратегия SAP в облачной и мобильной аналитике?
Д. Л.: Если под облаком понимать возможность использовать ПО как сервис (SaaS), то мы уже сегодня предлагаем через наших местных партнеров хостинг стандартных бизнес-приложений SAP на площадке провайдера по модели SaaS. Кроме того, у SAP есть приложения, которые изначально создаются для эксплуатации в облаке и никогда не будут предоставляться по традиционной модели лицензирования (управление командировками, BI-решения, CRM). В этом случае SAP сама выступает в роли облачного провайдера: такие приложения в виде услуги можно получить только напрямую от SAP. Подобная практика предполагает совсем иную модель работы с партнерами, и ее еще предстоит отладить. Что касается флагманского продукта SAP Business Suite, то его вполне можно развернуть в частном облаке: у нас есть инструменты для управления этой системой в виртуализованной среде, а наша политика лицензирования содержит специальные опции, учитывающие виртуализацию.
Мобильный рынок компания SAP разделяет на три сегмента, каждый из которых развивается по-своему. Есть задачи управления самими мобильными устройствами, для решения которых SAP предлагает известный продукт Afaria. Следующий сегмент — это платформы промежуточного слоя для разработки и исполнения корпоративных мобильных приложений, способных функционировать на самых разных клиентских устройствах. Здесь у нас есть очень мощное решение — Sybase Unwired Platform. И наконец, сами мобильные бизнес-приложения. Они могут быть и очень сложными, и весьма простыми. Мы недавно открыли свой онлайновый магазин SAP Store, в котором наши партнеры могут продавать свои приложения. Сегодня первые российские ISV-партнеры проходят сертификацию, позволяющую им публиковать собственные разработки в SAP Store. Рынок мобильных приложений только зарождается, и здесь накопить первый опыт очень важно как разработчикам, так и корпоративным пользователям.
PC Week: Спасибо за беседу.