Facebook объявила о том, что приобретает компанию Instagram вместе с 13 штатными сотрудниками примерно за 1 млрд. долл. в эквиваленте наличными деньгами и акциями. Это произошло всего через два месяца после появления слухов, что iPhone-приложения Facebook для обмена фотографиями больше не существует, и примерно через год после первой попытки Facebook поглотить Instagram. Для Менло-Парка это сделка века, не только потому что Instagram будет отдельной структурой внутри Facebook, но и потому, что на данный момент эта сделка является самым крупным поглощением для детища Марка Цукерберга.
Итак, есть ли в этом поглощении смысл? Ведь сумма сделки равна 27% выручки Facebook в 2011 г., а у Instagram даже нет настоящей бизнес-модели. В связи с объявленным поглощением возникает больше вопросов, чем есть ответов, но, мне кажется, я понимаю, что послужило причиной этой покупки. Пока вы будете читать статью, держите в голове одну мысль: каждый день на Facebook загружают 250 млн. фотографий.
В первую очередь начались спекуляции о том, что в основе сделки лежит приобретение патентов, благодаря которым Facebook может продолжить разбирательство с Flickr, являющейся подразделением Yahoo. Но эта версия несостоятельна, так как у Instagram нет патентов. Даже если Instagram начнет патентную войну или окажется втянутой в нее, будет уже слишком поздно: Facebook и Yahoo к тому моменту уже успеют уладить разбирательство.
По моим последним подсчетам, Facebook владеет 812 патентами, большинство из которых было приобретено у IBM. Запомните: вы приходите к старым большим компаниям за патентами, а не за новыми стартапами.
Во-вторых, некоторые поговаривают, что Facebook купила Instagram ради ее пользователей. На апрель 2012 г. у Instagram более 30 млн. аккаунтов в iPhone. Если даже прибавить 1 млн. новых пользовательских аккаунтов, когда выйдет приложение для Android, это практически ничто.
Facebook — огромная социальная сеть, в которой более 845 млн. активных пользователей и более 432 млн. мобильных пользователей (показатели декабря 2011 г.).
Наконец, многие заявляли, что Facebook и без этого достаточно сильна в мобильной сфере и покупка Instagram не была необходимостью. Но Facebook активно используется мобильными пользователями именно из-за популярности сервиса для настольных ПК. Этому гиганту сферы социальных сетей предстоит еще многое узнать о мире посткомпьютерной эры, и что-то подсказывает мне, что в этом ему будут помогать сотрудники Instagram. Facebook заявляет о своем стремлении стать мобильной компанией, и приобретение успешного мобильного приложения поможет ей сделать следующий шаг.
В целом Facebook купил Instagram не для того, чтобы уничтожить, или получить базу его пользователей, или ради патентов. Facebook купила Instagram потому, что компания хочет продвинуться дальше в сфере мобильных технологий. Так считаю не только я: мой коллега Рикардо Бильтон согласен с моим мнением (смотрите статью “Facebook покупает Instagram: дело не в фотографиях или фильтрах”).
В конце концов, Instagram существует для обмена фотографиями. Если принимать этот факт во внимание, поглощение выглядит логично: Facebook признала, что у Instagram лучше получается работа с мобильными фото, чем это когда-либо могло получиться у Facebook. Поэтому это ключевая причина сделки: Facebook не хотела испытывать конкуренцию в мобильной сфере со стороны Instagram.
Вы можете узнать об этой сделке на официальной странице Facebook, в хронике Марка Цукерберга и на Instagram.