В МВД России решили восполнить очевидную пустоту в вопросах коммуникации ведомства с обществом — министерство представило два проекта: “мобильная полиция” и “интернет-полиция”.

Первый проект представляет собой специальное приложение для мобильных телефонов. Разработка была инициирована общественным советом при главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО), а исполнителем стала региональная общественная организация “Наш город”.

Приложение включает в себя три основные функции: оперативный вызов полиции, онлайн-определение координат владельца телефона и информационный справочник для людей, оказавшихся в критической ситуации. По словам члена правления “Нашего города” Дмитрия Жабина, общение с потенциальными пользователями программы выявило, что более 50% граждан не знает, по какому номеру нужно дозваниваться до правоохранительных органов с мобильника. Стандартный номер “02” не работает. Набирать необходимо общий номер экстренных служб “112” и только через него соединяться с полицией. Это требует определенного времени, и в таком смысле приложение позволит дозваниваться до стражей порядка быстрее — нажатием одной кнопки. (В планах разработчиков — добиться, чтобы программа сама определяла ближайший к пользователю пост полиции и направляла вызов сразу на него, а не в общую систему.)

Как отмечает г-н Жабин, у пострадавшего зачастую есть всего несколько секунд, сообщить о себе какие-либо сведения он не успевает, и адекватно отреагировать на подобный звонок полиция оказывается не в состоянии. Именно поэтому в “мобильной полиции” экстренный вызов дублируется одновременной рассылкой SMS-сообщений определенному кругу заранее выбранных пользователем лиц, у которых также установлено приложение. Получив сигнал и увидев координаты человека с привязкой к карте местности, друзья и родственники пострадавшего сами принимают решение, поднимать или не поднимать тревогу (разумеется, перезвонив перед этим и выяснив, не был ли вызов ложным).

По словам г-на Жабина, считывать координаты и отслеживать перемещения пользователя можно и в реальном времени — без экстренных вызовов и SMS (разумеется, если человек сам того пожелает). Для экономии трафика координаты станут обновляться раз в пять минут, а их удаление из памяти системы будет происходить ровно через сутки. Дмитрий Жабин указывает на то, что ситуации бывают разными и приватность не всегда разумна. (Например, отправляясь на митинг, всегда стоит быть готовым к различным провокациям.) Ну а что касается родительского контроля над детьми, то до определенного возраста доступность информации о местонахождении ребенка явно будет способствовать его безопасности.

Третья составляющая “мобильной полиции” — информационная. В приложении имеется справочник с номерами телефонов различных служб и структур МВД и актуальная оперативная сводка о криминогенной обстановке. Кроме того, разработчики предусмотрели набор неких шаблонов — памяток и инструкций к действию в различных нестандартных и потенциально опасных ситуациях. На данный момент их порядка сорока (включая, что характерно, ответ на вопрос, что делать, если вы задержаны сотрудником полиции), и этот список будет постоянно расширяться. Многим такие инструкции могут показаться банальными, но, как уверяет г-н Жабин, в критические моменты люди часто теряются и реальную пользу могут принести самые простые и очевидные вроде бы рекомендации.

Все три составляющие “мобильной полиции” так или иначе уже были где-то реализованы по отдельности, однако, по утверждению г-на Жабина, комплексного аналога пока не делал никто (возможно, даже не только в России).

По словам начальника пресс-службы ГУ МВД по ЦФО Романа Михайлова, приложение пока работает на уровне московского региона и дальнейшая его судьба зависит от того, насколько оно будет востребовано гражданами, а также от заинтересованности территориальных органов МВД.

Как заверяет г-н Жабин, приложение будет распространяться бесплатно. На данный момент оно выходит в онлайн-магазинах Google Play (Android Market) для устройств под управлением Android и в App Store для iPhone. (Далее появятся версии и для других систем.)

Что касается “интернет-полиции”, то, по определению члена Общественного совета ГУ МВД по ЦФО Ярослава Свинцова, это следующий шаг в развитии проекта по поддержке коммуникации органов с обществом. Речь идет о портале interpol24, работающем пока в тестовом режиме. Главная его задача — проинформировать пользователей о сетевых угрозах (мошенничестве с интернет-деньгами, банковскими картами и т. д.). На портале планируется разместить в открытом доступе базу данных интернет-преступников для поисковых сайтов и антивирусов.

На новом ресурсе будет создана также “горячая линия”, по которой граждане смогут сигнализировать о предполагаемых правонарушениях. Кроме того, по словам г-на Свинцова, в планах организаторов проекта — создать систему добровольной проверки сайтов на безопасность с последующей их маркировкой неким “знаком качества”, указывающим пользователю на дружественность контента.