Gartner выделила пять практик, которые могут помочь специалистам по архитектуре предприятий извлекать из нее пользу для бизнеса.
В настоящий момент отсутствует связь между архитектурой предприятия (АП), как ее понимают многие организации, и влиянием АП на бизнес, что препятствует получению бизнес-выгоды благодаря АП, говорится в отчете аналитического агентства Gartner. Для принятия правильных решений специалистам по АП предлагается пересмотреть старые методы и ориентироваться на практики, которые будут иметь прямое влияние на бизнес и ИТ-руководство.
“Фокусирование на стандартных основах АП не приносит результата, — заявляет Брайан Бёрк, вице-президент по исследованиям Gartner. — В прошлом специалисты по АП стремились достичь результатов, которые были полезны для них самих, но не имели ценности для руководства и/или не отвечали отдельным бизнес- или ИТ-требованиям”.
Gartner выделила пять видов практик, которые могут помочь специалистам по АП обеспечить бизнес-выгоду за счет АП. В отчете также отмечается, что специалистам по АП необходимо найти правильный баланс инвестиций ресурсов (времени, денег и усилий) между всеми этими практиками, учитывая то, что заинтересованные стороны ценят только действенный и измеримый результат.
“Мы были свидетелями смены взглядов на АП и ее реализацию, — заявил Бёрк. — Ценность АП не только в том, что она есть, но, скорее, в том, что она может помочь развитию бизнеса и предоставить руководству возможность реагировать на угрозы и открывающиеся перспективы для бизнеса. Для разработки архитектуры предприятия, которая подстраивается под нужды бизнеса, ведущие архитекторы предприятий должны пользоваться действенными и измеримыми практиками, которые направлены на конкретные бизнес-результаты и увязаны с другими бизнес- и ИТ-дисциплинами, такими как управление бизнес-процессами, управление разработкой и сопровождением программ, управление портфелем, бизнес-информатика, финансы и кадры”.
Первое, что выделяет Gartner, — это измеримые практики, позволяющие количественно оценить непосредственное влияние архитектуры предприятия на бизнес. В настоящий момент в мире менее 44% организаций, развивающих АП, определили метрики для АП, и еще меньше соотнесли эти метрики с бизнес-результатами. Зачастую в этих организациях оценивают работу команды архитекторов предприятия (например, как много документов ею разработано) вместо оценки влияния архитектуры предприятия на бизнес, говорится в отчете.
Второе — действенные практики, которые стимулируют перемены и должны иметь прямую связь с бизнес-результатами и требованиями заинтересованных сторон. Они также должны обеспечить руководство ИТ или бизнеса методикой действий, которая будет способствовать развитию бизнеса. Третье — диагностические практики, включющие в себя модели, требования и инструменты аналитики, созданные для того, чтобы обеспечить понимание влияния различных решений для ИТ и бизнес-руководства, принимаемых в ответ на изменения и открывающиеся возможности бизнеса. Диагностические практики сочетают различные точки зрения на проблемы или возможности для определения конкретных нужд.
Разрешающие практики базируются на собранной информации. Они формируют входные данные для диагностических практик, представляющих бизнес, людей, процессы, информацию и технологии, и собираются из существующих информационных источников, таких как метрики производительности, отчеты программ и диаграммы управления продуктовым портфелем или бизнес-процессами. И, наконец, эксплуатационные практики базируются на методиках, которые специалисты по АП используют для определения и исполнения программ развития АП. Эти практики в основном определяют, чем занимаются специалисты по АП, цели АП и управляющие структуры, говорится в отчете.