Cius — планшет корпорации Cisco Systems на базе Android — пал жертвой быстро набирающей силу на предприятиях тенденции “принеси свое устройство” (bring-your-own-device, BYOD).
Сетевой гигант больше не станет заниматься этим устройством, которому исполнилось два года, хотя и будет в ограниченных количествах предлагать его клиентам, имеющим специфические потребности. Остановка разработки Cius является последним в серии решений Cisco об отказе от конкретных аппаратных оконечных точек. Вместо этого компания сосредоточится на программных продуктах для организации совместной работы, таких как Jabber и WebEx.
Такой шаг совпадает со стратегией других крупнейших технических корпораций вроде Hewlett-Packard и Dell, направленной на расширение сферы деятельности за пределы производства оборудования, с которого они начинали, чтобы стать поставщиками решений с солидными портфелями ПО и сервисов.
В посвященном организации совместной работы блоге Cisco (запись от 24 мая) старший вице-президент группы Cisco TelePresence Technology О. Дж. Виндж писал о том, что тенденция BYOD всё шире охватывает предприятия, принципиально меняя способы коллективной работы.
“Мы видим, что рабочее место больше не является физическим, это смесь виртуальной и физической сред. Сотрудники переносят свои предпочтения на коллективную работу, а BYOD становится новой нормой. В этой работе должны участвовать те, кто находится за пределами защищенного пространства. Поддержание связи каждого с каждым является требованием, а не пожеланием”, — пишет Виндж.
Это мнение подкрепляется результатами проведенного Cisco исследования IBSG Horizons Study, которые были опубликованы 16 мая. Там говорится, что 95% опрошенных организаций разрешают сотрудникам в той или иной форме использовать для работы принадлежащие им устройства, причём 36% предприятий обеспечивают полную поддержку таких устройств.
Росту потребностей в программных решениях способствуют и другие тенденции, такие как распространение на предприятиях облачных вычислений, виртуализации и видео.
При данном сценарии предприятия приобретают меньше оборудования и больше программных продуктов, позволяющих управлять устройствами, включая ноутбуки, смартфоны и планшеты, которые используются сотрудниками на рабочих местах. В свою очередь ИТ-производители выпускают больше программных решений, призванных упростить компаниям управление этими мобильными устройствами и обеспечить безопасность корпоративных сетей и данных.
В то же время они обеспечивают для своих приложений, в том числе предназначенных для организации совместной работы, доступность с мобильных устройств, работающих на основе своей главной мобильной платформы, от Apple iOS и Google Android до BlackBerry и Microsoft Windows.
Новейшая инициатива Cisco в данной области прозвучала в марте на выставке Enterprise Connect '2012. Тогда представители корпорации объявили, что ее платформа унифицированных коммуникаций (unified communications, UC) Jabber доступна для Apple iPad и устройств с Windows. Причём Jabber, включающая всё от мгновенных сообщений и телеприсутствия до передачи видео и голоса и совместного использования рабочего стола, уже работала на других устройствах с Apple iOS и Android, а также на платформе BlackBerry.
В ноябре 2011-го представители корпорации сообщили, что Jabber и WebEx (платформа Cisco, поддерживающая онлайновые конференции) усовершенствованы и приведены в соответствие с тенденцией использования мобильности на предприятиях.
Cisco, по словам Винджа, намерена продолжать агрессивный выпуск ПО.
“В дальнейшем мы собираемся удвоить количество программных продуктов, таких как Jabber и WebEx, которые могут работать в любое время, в любом месте и на любых устройствах, — написал он. — Мы воспользуемся основными уроками и опытом организации сотрудничества, полученными благодаря Cius, в других наших продуктах для коллективной работы. Опыт играет большую роль, и Cisco намерена сделать индивидуальные стили сотрудничества более эффективными и безопасными, предоставляя при этом более широкий выбор вариантов сотрудничества в зависимости от предпочтений людей, их местонахождения и используемых устройств”.
В записи от 24 мая в блоге на сайте No Jitter Эрик Крапф, программный сопредседатель мероприятий Enterprise Connect, отметил, что с учетом прежних действий Cisco, связанных с отказом от видеокамеры Flip и потребительских продуктов для организации телеприсутствия Umi, нынешний шаг корпорации удивлять никого не должен.
“Cisco избавляется от производства оборудования, которое перебрасывает мостик между потребительским и корпоративным рынками, — пишет Крапф. — Она всегда будет корпорацией, выпускающей оборудование: маршрутизаторы, настольные телефоны и серверы, если упомянуть лишь некоторые из ее наиболее привлекательных продуктов. Но заявление Винджа явно демонстрирует, что в мире коммуникационных устройств заработать на производстве аппаратуры можно только в том случае, если при этом вы являетесь производителем потребительских устройств или традиционных телефонов”.
Крапф считает, что Cius, возможно, приживется в определенных нишах (например, упроченные версии для разъездных сотрудников коммунальных служб), но добавляет: “Понятно, что чего-то вроде корпоративного планшета общего назначения не существует, как нет корпоративного смартфона. Производители продуктов для корпоративных коммуникаций могут по-прежнему конкурировать в стремлении устанавливать ценное ПО на потребительские устройства. Они могут интегрировать свои коммуникационные системы с приложениями, которые работают на потребительских устройствах. Однако они поняли, что им трудно конкурировать в области оборудования”.