Темпы роста продаж китайской компании Lenovo, чья продукция ныне представлена более чем в 160 странах, впечатляют. Из предварительного отчета IDC следует, что в I квартале текущего года (Q1/2012) Lenovo, произведя 11,703 млн. компьютеров, стала вторым по величине производителем ПК в мире (с долей рынка в 13,4%), уступив по этому показателю лишь HP (18%) и обойдя Dell (11,6%), Acer (9,9%) и ASUS (6%). А ведь по итогам Q1/2011 Lenovo была в мировой “табели о рангах” производителей ПК лишь четвертой (с показателем 9,6%), уступая HP, Dell и Acer.
Впечатляют и финансовые показатели деятельности китайской компании. Недавно Lenovo объявила, что в 2011/2012 финансовом году (FY 11/12), который закончился 31 марта 2012 г., ее объем продаж составил 29,574 млрд. долл., что на 37% выше аналогичного показателя 2010/2011 FY. При этом прибыль до уплаты налогов составила 582 млн. долл., что на 63% превышает аналогичный показатель 2010/2011 FY. Еще “круче” показатели IV квартала минувшего финансового года (Q4 11/12): объем продаж — 7,496 млрд. долл., прибыль до уплаты налогов — 102 млн. долл., что соответственно на 54% и на 69% лучше аналогичного показателя Q4 10/11. В компании отмечают, что в общемировом масштабе она растет быстрее ИТ-рынка в целом уже 12 кварталов подряд.
Что касается нашей страны, то в нее, как отмечает вице-президент Lenovo в России, странах СНГ и Восточной Европы Глеб Мишин, в FY 11/12 было поставлено свыше 1,3 млн. единиц оборудования (ноутбуков, моноблоков, десктопов и планшетов), что на 38% выше аналогичного показателя FY 10/11. В денежном выражении за указанный период поставки в нашу страну увеличились на 26% и достигли 838,14 млн. долл. Между тем в России по общему объему продаж ПК Lenovo занимает не второе место (как в мире), а лишь третье (см. врезку). “Но рано или поздно мы будем номером один. Как в мире, так и в России”, — утверждает Глеб Мишин. Отметим, что, по данным IDC, в Q1/2012 Lenovo заняла 1-е место по поставкам ПК в корпоративном секторе России и СНГ (с долей рынка 20,4%).
Представители Lenovo считают, что основная причина быстрого роста ее бизнеса кроется в том, что у компании маленькие издержки на производство своего оборудования. Причем не только за счет возможности использовать при сборке ПК относительно дешевую рабочую силу, но и за счет оптимизации бизнес-процессов, сопровождающих весь жизненный цикл оборудования.
В то же время Lenovo тратит немалые средства на исследования и разработки. В настоящее время в ее R&D-центрах — они находятся в Ямато (Япония), Пекине, Шанхае и Шеньжене (Китай), а также в Рейли (США, шт. Северная Каролина) — работают в общей сложности около 3200 специалистов. Если учесть, что всего в компании сейчас по всему миру насчитывается 27,6 тыс. человек штатного персонала, то получается, что исследованиями и разработками занято более 10% сотрудников. По данным Lenovo, в FY 11/12 компания потратила на исследования и разработки примерно 300 млн. долл., то есть свыше половины своей прибыли после уплаты налогов за этот отчетный период (475 млн. долл.). О направлениях разработок компании Ян Юанцин (Yang Yuanqing), председатель совета директоров и генеральный директор Lenovo, говорит так: “С появлением новых устройств, таких как смартфоны, планшеты, “умные” ТВ, индустрия входит в эпоху PC+. Мы намерены занять лидирующую позицию в индустрии ПК, опираясь на которую компания будет стремиться к лидерству и в эпоху PC+”.
Новинки
Впрочем, потребителей больше интересуют не столько направления и приоритеты развития компании, сколько ее конкретные продукты. В первом приближении эти продукты сейчас делятся на следующие четыре категории: ПК, планшеты, смартфоны, и “умные” телевизоры. При этом в обозримой перспективе предполагается объединение всех этих устройств в одну экосистему при помощи облачных технологий. Как мы уже отмечали, технические характеристики смартфонов Lenovo пока не разглашаются. Известно лишь, что работать они будут на базе ОС Android. Нет ясности и с теми “умными” телевизорами, которые будут продаваться в нашей стране.
Что же касается компьютерных новинок, то в конце июня — начале июля в России станут доступны новые потребительские ультрабуки IdeaPad серии U, представленные в январе текущего года в США на выставке CES’2012: 13,3-дюймовый IdeaPad U310 и 14-дюймовый IdeaPad U410. Масса данных устройств — 1,7 кг и 1,9 кг, а толщина — 18 и 21 мм соответственно; разрешение экрана 1366×768 пикселов.
В конце августа — начале сентября в нашей стране должен появиться ультрабук бизнес-класса ThinkPad X1 Carbon. “В модели ThinkPad X1 Carbon используется высококлассное углеродное волокно, благодаря которому компьютер становится невероятно тонким, легким и прочным одновременно, — отмечает Лу Юань (Lu Yan), старший вице-президент продуктовой группы Think Product Group. — Многие инновационные решения, примененные в устройстве X1 Carbon, нашли отражение и в других новых ноутбуках ThinkPad. Среди них клавиатура с подсветкой, сверхъяркий экран высокого разрешения, звуковая подсистема Dolby Home Theatre и богатый набор коммуникационных интерфейсов”.
Кроме того, в III квартале нынешнего года должны начаться поставки в Россию ноутбуков IdeaPad Yoga с мультисенсорным 13,3-дюймовым дисплеем, определяющим 10 точек касания. Благодаря запатентованному креплению на шарнирах экранная часть IdeaPad Yoga может разворачиваться на 360 градусов, превращая устройство в ноутбук, обычный планшет, планшет-палатку или планшет-стенд. Устройство оснащено процессором Intel Core и работает под управлением Windows 8. Его толщина составляет 16,9 мм, а масса равна 1,47 кг.
С целью активизации розничных продаж в нашей стране Lenovo планирует открытие новых эксклюзивных салонов, увеличение числа бренд-зон в ключевых магазинах, а также количества промоутеров.
Российский рынок ПК сильно отличается от общемирового
Упорядоченный по долям список лидеров российского рынка ПК сильно отличается от общемирового. Аналитики IDC считают, что по итогам Q1/2012 лидером этого рынка является компания Acer. Далее следуют HP, Lenovo, Samsung и ASUS. Кроме того, если мировой рынок ПК практически не растет (по итогам Q1/2011 он даже сократился на 3,2%), то российский показывает неплохую динамику: по оценкам IDC, в Россию за Q1/2012 было поставлено около 3,2 млн. настольных и портативных ПК, что на 33,4% превышает показатель аналогичного периода 2011 г. Но столь высокие темпы роста едва ли будут продолжаться долго. По мнению IDC, уже в 2011 г. мировые продажи смартфонов и планшетов обогнали ПК в количественном отношении. В нынешнем году разрыв увеличится: будет продано 895 млн. мобильных устройств и менее 400 млн. ПК. Более того, в 2012-м мобильники впервые обгонят ПК по продажам в денежном выражении — 277 против 257 млрд. долл.