ИТ-компании пересматривают клиентскую стратегию в эпоху компьютеров-планшетов и виртуализации
В ИТ-индустрии существует множество событий, которые на первый взгляд кажутся не связанными между собой, однако при более внимательном изучении между ними обнаруживается непосредственная причинно-следственная связь. К этой категории можно отнести и взаимоотношения между мобильными компьютерами и тонкими клиентами. Долгие годы одним из аргументов против применения тонких клиентов было устойчивое мнение, что пользователям требуются прежде всего мобильные устройства, что толкало их к покупке ноутбуков, которые можно использовать как в офисе, так и вне его. Однако стремительное распространение мобильных компьютерных устройств, таких как Apple iPad, в большинстве своем оплачиваемых непосредственно самими же пользователями, привело к тому, что задача обеспечения мобильности вычислений стала в подавляющем числе случаев решаться с помощью устройств, не имеющих отношения к корпоративной сети.
Эта ситуация открывает дополнительные возможности для тех ИТ-организаций, которые долгое время расценивали ноутбуки как устройства, чрезвычайно дорогостоящие в управлении и обслуживании. Теперь вместо приобретения дополнительных ПК все большее число ноутбуков в таких организациях стало заменяться комбинацией “тонкий клиент (для работы в офисе) плюс планшетный ПК (для работы вне офиса)”.
Помимо очевидного снижения расходов для ИТ-организации такая инфраструктура в целом оказывается гораздо дешевле в обслуживании. Мы не говорим, что ноутбуки будут полностью заменены как класс, однако не подлежит сомнению, что в общей структуре офисных компьютеров доля тонких клиентов в процентном отношении начнет постепенно преобладать. Как считает Джефф Мак-Наут (Jeff McNaught), главный специалист по маркетингу и стратегии компании Wyse Technology, с точки зрения пользователя между работой c Windows на обычном ПК и на тонком клиенте практически нет никаких различий, а это означает, что пользовательское неприятие технологии [тонких клиентов] сходит на нет.
Совсем недавно компания Wyse, которая сейчас находится в процессе поглощения со стороны Dell (www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=138436), запустила новую линейку тонких клиентов, оптимизированных для развертывания инфраструктуры виртуальных десктопов (virtual desktop infrastructure — VDI) с использованием программного обеспечения виртуализации компании Citrix. Как считает Мак-Наут, по мере того как руководство ИТ-службой становится все более централизованным, тонкие клиенты делаются неотъемлемой частью инфраструктуры виртуальных десктопов. Компания Hewlett-Packard, представившая недавно модель тонкого клиента HP t410 All-in-One Smart Zero Client, получающую электропитание через Ethernet-соединение, согласна с этой точкой зрения.
Однако самая большая задача, связанная с тонкими клиентами, может не иметь ничего общего собственно с технологией. ИТ-организация начинает использовать преимущества виртуализации для превращения существующих ПК в тонкие клиенты с ведома или без ведома своих пользователей. Например, совсем недавно компания Pano Logic начала поставки обновленной версии своей System 6.0, в состав которой теперь включена технология Pano Virtual Client (PVC), превращающая ПК или ноутбук в клиент системы виртуальных десктопов.
Согласно опросу, проведенному недавно компанией Cisco, 79% из 1300 опрошенных ИТ-специалистов либо уже развернули инфраструктуру виртуальных десктопов, либо планируют сделать это в ближайшие один-три года. Это предполагает в целом медленную, но неуклонную миграцию в направлении виртуальных десктопов, что позволит многим заказчикам начать продумывать переход на тонкие клиенты либо путем замены существующих ПК и ноутбуков, либо путем их трансформации в тонкие клиенты с помощью специальных инструментов. Во многих случаях план действий будет сочетать оба подхода с возможностью для заказчиков сначала преобразовать существующие ПК в тонкие клиенты, а затем — заменить их на новые устройства.
Все эти изменения благоприятны для реселлеров, поскольку открывают возможность продажи не только тонких клиентов, но и дополнительных продуктов и услуг для виртуализации, сетевого управления и расширения возможностей серверных ресурсов, необходимых для перехода на новую инфраструктуру. Но все это не произойдет само по себе волшебным образом, кто-то из реселлеров должен начать обсуждение этой темы.